|
|
Галерея «АЗЪГОЛЬДЪ» |
Словарь по керамике[A] Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. АБРАЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — мелкозернистые вещества высокой твердости (корунд, наждак, алмаз и др., употребляемые для обработки (шлифования, полирования, заточки, доводки и т.д.) поверхностей из глины, камня, дерева, металла и др. АВАНТЮРНЫЕ ГЛАЗУРИ — характеризуются мельчайшими кристалликами, кажущимися многочисленными мелкими золотистыми блестками. АЖУР — способ декорирования посредством сквозной резьбы подвяленного полуфабриката. АКАЛИ — поселение эпохи неолита, бронзы и раннего железа (3—1-е тыс. до н. э.) в Эстонии, на западном побережье Чудского озера, в приустье реки Эмайыги. Открыто в 1937, раскапывалось в 1938, 1939, 1949—1952, 1966. Вследствие повышения уровня рек поселение постепенно перемещалось вверх по склону холма. Для Акали характерны различные типы глиняной посуды: керамика нарвского типа, ямочно-гребенчатая, шнуровая, текстильная, штрихованная и гладкостенная керамика. Найдены каменные, костяные и янтарные изделия. АКЛАГА — плоский керамический сосуд для воды или вина. АЛАБАСТР — сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей. АЛЬБИТ — Натриевый полевой шпат, Na2O*Al2O3*6SiO2. Расплавляется при 1200oС. Обычно полевые шпаты состоят из смеси натриевого, калиевого и кальциевого полевого шпата. АЛКОРА — испанский фарфор Андокид - ( от франц. Arabesque – арабский) - узкий орнамент, наносимый на керамическое изделие методом отводки. Арабеска сложилась в искусстве исламских стран. Построено по принципу бесконечного развития и повторения геометрического или растительного орнамента. Ангоб - вид покрытия для декорирования керамики, отличающийся непрозрачностью и отсутствием блеска; содержит в исходном сырье значительное количество глинистого вещества, не образует стекловидного слоя. АМОЛ — персидская керамика с гравировкой и росписью. АМРАТСКАЯ КУЛЬТУРА — додинастическая культура Египта, получившая название от поселения Эль-Амра, датируемого 3800-3600 г. до н.э. Известны различные типы керамики: от бадарийского периода унаследованы красные черноверхие сосуды, появляется керамика с «белым крестоллинейным орнаментом». Она представляет собой красную посуду, на которой белой краской нанесены разнообразные виды решетки, часто изображаются различные сцены. АМФОРА — овальный керамический сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла. АНГОБ — это покрытие из белой или цветной глины, наносимое на керамическое изделие (до обжига) для устранения дефектов поверхности и придания ей какого-либо цвета. Различают ангобы белые (из беложгущихся глин) и цветные (из глин с цветообразующими добавками). Ангоб – это жидко разведённая водой глина. Обычно игрушку расписывают ангобом другого цвета, чем цвет глины, из которой вылеплены изделия. Ангоб наносится на сырую поверхность, частично впитывается в неё, затем закрепляется обжигом. Наиболее красиво такая роспись выглядит под прозрачной глазурью. Но тогда игрушка должна обжигаться двукратно. Первый раз – с ангобом, второй – с глазурным покрытием. Ангоб был широко распространён в античном декоративном искусстве; в русском гончарном производстве известен под названием "побела". Ангоб применяется в производстве цветного кирпича и двухслойных фасадно-облицовочных изделий. Ангоб обычно наносится (т. н. ангобирование) пульверизацией или поливкой свежеотформованных подсушенных или обожжённых изделий с последующим обжигом. Ангоб может быть покрыт слоем прозрачной глазури (стекловидное покрытие), росписью и т. д.Ангобирование — Вид покрытия декоративной керамики, отличающийся непрозрачностью и отсутствием блеска. АНТРОПОМОРФНЫЕ и ЗООМОРФНЫЕ сосуды, блюда, чайники, кружки - сосуды склеены до обжига из гончарных элементов. Все сосуды утилитарные. Обжиг произведен в окислительной или восстановительной среде в зависимости от характера сосуда. АНТРОПОМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. АРИБАЛЛ — небольшой шарообразный или грушевидный сосуд, часто с художественной росписью. Использовался для хранения парфюмерных и ритуальных мазей. В основнов выполнялся из керамики. АРИТА — японский город гончаров. Слава фарфора из Ариты быстро распространилась по всему миру. С середины XVII века голландская Ост-Индская компания с учетом возрастающего спроса на эти великолепные изделия в разных странах Западной Европы стала закупать все более крупные партии японского фарфора. Европейские купцы называли его "Старый Имари" (Old Imari), потому что погрузка ящиков с фарфором осуществлялась в порту Имари на северном Кюсю, ближайшей к месту производства - городу гончаров Арита - гавани. Название "Старый Имари" сохранилось в торговых каталогах и по сей день. АРРЕТИНСКАЯ КЕРАМИКА — производилась в Арреции (совр. Ареццо в Тоскане) и поставлялась на римские рынки в 1 в. До н.э. - 1 в. Н.э. А.к. отчетливо повторяет металлические прототипы по форме и орнаменту. Эта посуда была важной статей внутренней и внешней торговли, отдельные образцы встречаются в погребениях белгов доримской Британии и в Арикамеду в Южной Индии. АРАБЕСКА — (от французского Arabesque – арабский) - узкий орнамент, наносимый на керамическое изделие методом отводки. Арабеска сложилась в искусстве исламских стран. Построено по принципу бесконечного развития и повторения геометрического или растительного орнамента. АРИКОМЕДУ — поселение близ Пондишерри в Южной Индии, где М.Уилер в 1945 г. обнаружил черно-красную посуду железного века вместе с арретинской керамикой 1 в., ввезенной из Средиземноморья. Ж.К. Казаль позже установил, что черно-красная керамика существовала задолго до периода контактов с Римом. АСКОС — небольшой плоский ритуальный керамический сосуд с трубкообразным горлом и прикрепленной к нему полой ручкой; часто украшался фигурной росписью. АСТБЕРИ — это во-первых имя пионера английской керамической технологии - Джона Астбери, родившегося в 1688, а почившего во бозе в 1743, во-вторых, это место в Англии, недалеко от Конглетона в Чешире, а во-вторых это название (благодоря Джону, конечно) английской красновато-коричневая керамика с рельефом из белой глины. АСЬЕ МИШЕЛЬ-ВИКТОР — скульптор, работал на Мейсенской мануфактуре в 1760-х годах. вносит в мейсенскую пластику новые важные идеи которые он привёз с собой из Франции.. Работая в стиле классицизма, и затмевает самого Кендлера. Вместе они работали над столовым сервизом для Екатерины II, вскоре по окончании которого Кендлер умер (1775). АЭРОГРАФИЯ — способ декорирования, заключающийся в напылении суспензии керамических красок на изделие, закрытое трафаретом. Хорошим аэрографом можно выполнять текстовые надписи и тонкие цветовые переходы.
|
+ 7 960 504-30-13 © 2010 — 2014 Гуляй & Золотарёвы |