|
|
Галерея «АЗЪГОЛЬДЪ» |
Словарь по керамикеA Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С [Т] У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ТАЛИК — почерк, стиль письма, разработанный персидскими каллиграфами. ТАЛЬК. Теоретический состав талька ЗМgО • 4Si02 • H2O. Породы, содержащие большое количество талька называются талькитами, а талькиты с плотной структурой - стеатитами. Тальк вводится в керамические массы для повышения их огнеупорности и стойкости крекому перепаду температур. Тальк совместно с СаО содействует повышению прочности изделий при тепературе обжига 1000-1050[)C, однако снижает интервал спекания. Керамические массы содержащие более 15% талька проявляют склоность к впитыванию глазури. ТАМПОННАЯ ПЕЧАТЬ — способ передачи изображения с печатной формы (клише) на запечатываемую твердую поверхность с использованием упруго-эластичного тампона. ТАНДЫР — (тандур, тендир), у народов Передней и Ср. Азии и Кавказа очаг, жаровня, печь для выпечки хлеба и обжига керамики. ТАРЕЛКА — (тарелъ - стар, тале(и)рка) - столовая посуда, на которой едят. У крестьян деревянный кружок, на котором крошат мясо. ТАУКИ — (от араб. "указ") - почерк, один из "шести стилей" классической арабской каллиграфии. ТВЁРДЫЙ ФАРФОР — представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудно-плавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь. Обожженный без глазури фарфор известен в продаже под названием "б и с к в и т а"; но большею частью фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью. Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии. Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:
ТЕКСТУРА — преимущественное расположение элементов макроструктуры керамики или керамической массы (например, слоистость). ТЕММОКУ — тип глазури содержит примерно 10% окиси железа. Когда ее выдерживают в вязком, но расплавленном состоянии в обжиговой печи продолтельное время, происходит рост «снежных хлопьев» гематита, имеющего золотистую окраску, и серебристого магнетита. При увеличении температуры глазурь становится текучей, поэтому кристаллы могут растворяться и стекать вниз ручейками, образуя структуру «заячий мех». По мнению исследователей, такие глазури, как селадоновые, «жу» и «жиань», появились в Китае вследствие крупномасштабного производства керамики, обжигаемой при высоких температурах. По мере того как обжиговые печи увеличивались в размере с целью повышения производительности, время обжига при максимальных температурах и охлаждения увеличивалось, и одним из «случайных» результатов было образование кристаллов. Керамисты заметили это, и когда их заказчикам понравилась соответствующая структура, научились получать ее. Современные керамисты настолько «привыкли» к эффективности, что «неэффективные» методы, применявшиеся в эпоху Сун, - грубый помол, плохое перемешивание и длительный обжиг - трудно понять и воспроизвести. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ КОЭФИЦИЕНТ ЛИНЕЙНОГО РАСШИРЕНИЯ (ТКЛР, ТКР) — показатель степени расширения твердого материала при его нагреве. ТЕМПРА — (от лат. "temperare" - смягчать, укрощать) - техника станковой живописи минеральными пигментами, растертые на яичном белке (в античности) или желтке (в средние века и эпоху Возрождения). Добавляют также мед, фиговый сок, казеин и др. В качестве закрепителя применяется особый лак из смолы и конопляного масла. темпера быстро сохнет, не образуя трещин (кракелюр). Краски не смешиваются, ин нужно накладывать тонкими слоями, без переходов, смешанные цвета получают только наложением одного слоя на другой. В Средние века темпера - излюбленная техника для икон и алтарных картин. ТЕРМОПАРА — приспособление для измерения температуры обжига - спай двух металлических проволок, заключенных в электроизоляцию; присоединяется к измерительному прибору. ТЕРМОСТОЙКОСТЬ — свойство материала выдерживать без разрушения резкие перепады температур. Термостойкость изделия по отсутствию цека глазури в цикле 150oC - холодная вода косвенно характеризует долговечность изделия. ТЕРМОТРАНСФЕР — это краска + несущая ее бумага. Под воздействием температуры и давления в течение некоторого времени, краска переходит на запечатываемую поверхность изделия. Некоторые краски прилипают и проникают в поверхность материала, в то время как другие (сублимационные) переходят в газообразное состояние и прокрашивают материал. Рисунок можно перенести на ткань (натуральную и синтетическую) с помощью термопресса, используя стандартные пластизолевые трансферы, цветные копиры или термальные & струйные принтеры со специальной бумагой. Трансферы могут быть также напечатаны на кружки, тарелки, плитку, мышиные коврики, керамику, металлы, стекло и дерево. ТЕРРАКОТА — вид керамики, однотонный неглазурованный пористый материал, изготавливаемый из качественных малоусадочных глин, имеющих равномерную окраску. Терракота - глиняные неглазурованные изделия, имеющие пористый, крупнозернистый, с естественной окраской черепок. Она известна с эпохи неолита, т.е. более 5 тыс. лет до н.э. Слово терракота итальянское. Его дословный перевод означает обожженная земля. Терракота выпускается промышленностью в виде неглазурованных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого или кремового цветов. Цветовой оттенок терракоты в значительной степени зависит от условий обжига. Ее водопоглощение от 8 до 10%. Глины для производства терракоты распространены довольно широко. В современном строительстве терракота используется в виде архитектурно-декоративных изделий и применяется для художественной отделки интерьеров, оформления садов и парков в виде вставок, розеток, барельефов, плиток для стен и садовых дорожек, камней для оград и штакета для клумб. ТЕРРАКОТОВАЯ СКУЛЬПТУРА — когда-то очень популярная, сегодня терракотовая скульптура практически исчезла. И связано это в основном со сложностью ее изготовления. Глина для скульптуры очень сложный материал, но тем интереснее скульптура, если мастеру удалось «укротить» ее. Ведь при ее изготовлении нужно учесть усадку сырой глины, огневую усадку, что лишает мастера еще одной степени свободы, а, значит, заставляет его быть более внимательным к природе материала. ТЕССЕРА — это любые материалы, применяемые для изготовления мозаики. Их круг непрерывно расширяется. Два тысячелетия назад римляне складывали мозаику из окрашенных осколков камней, позже, во время Византийской империи, начали использовать кусочки цветного стекла. В наше время в дело идет все: от фарфоровых черепков и ракушек до драгоценных камней, не забыты и более традиционные материалы. Диапазон материалов безграничен. Частички разноцветных зеркал в сочетании с округлыми и ромбовидными керамическими черепками представляют ряд новых направлений в искусстве мозаики. ТОКИ — керамика (по-японски). ТОНКАЯ КЕРАМИКА — материал стратегического значения. Керамические микроплаты, конденсаторы, подложки для интегральных схем, детали двигателей, авиационных турбин относятся к материалам группы тонкой керамики. Свойства и функции керамических материалов так широки, что позволяют заменять ими более дорогостоящие металлы, такие как хром, кобальт, вольфрам и другие. ТОНКОКАМЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ — изделия из массы, включающей в себя высокопластичную огнеупорную глину, каолин, полевой шпат или его заменители, кварцевый песок, тальк, тонкоизмельченный бой изделий. ТОНКОКЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ — керамические изделия, имеющие в изломе однородное тонкое строение, прежде всего фарфор, фаянс, майолика и др. ТОРСАДА — декоративный мотив, состоящий из двух лент, переплетающих ряд кружков. В двойной Торсаде три ленты переплетаются вокруг двух рядов кружков. ТРАФАРЕТ — представляет собой плоскостной одно-, двух- или многокрасочный рисунок с резко очерченными краями. Получают его распылением краски через вырезы трафарета. Внешние признаки: в рисунке отсутствуют мелкие детали, краска нанесена тонким слоем, детали рисунка отделены друг от друга. ТУБАК — горшок (таджикский). ТУБАК АЗБАРОН ГУЛ — горшки для цветов, цветочные горшки, подцветочники (таджикский). ТУБАКИ ГУЛНОК — горшки цветочные (таджикский). ТУБАКИ КАЛОН — крупные горшки (таджикский). ТУВАК — горшок (узбекский). ТУГРА — каллиграфически выполненный и орнаментально украшенный личный знак правящего монарха, содержащий его имя и титулы. Ставился в начале каждого указа. ТУПРОК — глина (узбекский). ТУШКА — низкая широкая чашка цилиндрической формы. ТЫКАЛКА — инструмент для измерения толщины дна гончарных изделий.
|
+ 7 960 504-30-13 © 2010 — 2014 Гуляй & Золотарёвы |