|
|
Галерея «АЗЪГОЛЬДЪ» |
Словарь по керамикеA Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н [О] П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ОБВАР — раскаленную докрасна посудину окунают в какую-либо жидкость, и получается нужный эффект в технологии дымленой керамики. В старину кувшины купали даже в каше. Главное условие - температура керамического изделия должна быть 900 градусов. ОБВАРНАЯ КЕРАМИКА — эта традиционная гончарная русская керамика, получившая свое название по способу ее обжига. Раскаленный черепок щипцами достается из печи и опускается в мучную болтушку, жидкую кашу, настой трав и т. д., отчего поверхность его покрывается красивыми коричневыми разводами. Рисунок разводов у каждого изделия всегда получается разным, что придает такой керамики особую ценность. ОБЖИГ — основная технологическая стадия, заключающаяся в высокотемпературной обработке заранее отформованного и высушенного полуфабриката. Во время обжига происходит спекание керамического материала, полное или частичное раплавление глазурей, флюсов. ОБЖИГ, ДЕКОРАТИВНЫЙ — обжиг, проводимый для закрепления росписи надглазурными красками, в т.ч. люстровыми красками, препаратами благородных металлов; часто декоративный обжиг называют "третьим" (по порядку, после утильного и политого) или "муфельным" (проводят в муфелях или электрических печах из-за чувствительности керамических красок к газовой среде) обжигом. ОБЖИГ, ПОЛИТОЙ — обжиг, второй по счету после утильного, проводимый с нанесенной на изделие глазурью. ОБЖИГ, УТИЛЬНЫЙ (УТЕЛЬНЫЙ) — первый обжиг, после которого изделие глазуруют. Его проведение оправдано невозможностью глазурования необожженного изделия с тонкой стенкой из-за размокания при глазуровании и увеличении числа дефектов глазури при однократном обжиге. Имеет разное значение для фарфора и фаянса. ОГНЕВАЯ УСАДКА — усадка изделия в процессе обжига. ОГНЕУПОРНАЯ МАССА для футеровки металлургических агрегатов, включающая огнеупорный наполнитель, фурановую смолу и отвердитель, отличающаяся тем, что, с целью повышения жизнеспособности и жаростойкости, а также снижения пористости, она содержит в качестве огнеупорного наполнителя периклаз и графит, в качестве смолы ? фурфуролацетоновый мономер, в качестве отвердителя бинарный отвердитель, состоящий из полиэтиленполиамина и моноцианэтилдиэтилентриамина в соотношении, и дополнительно гидрохинон при следующем соотношении компонентов. Заправочный материал для ремонта футеровки металлургических агрегатов, включающий тонкомолотый спеченный периклазовый порошок и железосодержащий компонент, отличающийся тем, что, с целью интенсификации формирования рабочего слоя и повышения шлакоустойчивости, он в качестве железосодержащего компонента содержит зернистый периклазоизвестковожелезистый клинкер при следующем соотношении компонентов. Огнеупорная масса для изготовления огнеупорных блоков, несущих значительную механическую нагрузку при воздействии высоких температур, включающая периклаз, глиноземсодержащий компонент, фосфатное связующее и воду, отличающаяся тем, что, с целью улучшения формуемости и повышения прочности при температурах от 600 до 1300 град. С, она содержит в качестве глиноземсодержащего компонента каолин, в качестве фосфатного связующего триметафосфат натрия при следующем соотношении компонентов. Шихта для изготовления огнеупорных изделий, включает алюмомагнезиальную шпинель, периклаз и диоксид циркония, отличающаяся тем, что, с целью получения керамики с низкой летучестью оксидов железа и хрома, она дополнительно содержит оксид лантана или оксид иттрия. ОГНЕУПОРНОЕ ПОКРЫТИЕ для защиты футеровки желобов мартеновских печей - содержит хромит, магнезит и раствор сернокислого магния, отличается тем, что, с целью повышения прочности и шлако- и металлоустойчивости, оно дополнительно содержит нитрид бора. ОГНЕУПОРНОСТЬ — свойство материала не изменяясь (не деформируясь) выдерживать высокие температуры. ОДИГИТРИЯ ("путеводительница") — одно из трех канонических изображений Богоматери (поясное изображение, Богоматерь держит Иисуса на левой руке, благословляя его правой). ОЙНОХОЯ — керамический кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши. ОКАРИНА — духовой этнический инструмент произвольной формы (обычно овальной или яйцевидной), сделанный из керамики или глины, с несколькими отверстиями. Считается, что первые окарины появились у индейцев Южной Америки 3500 лет назад, а по некоторым данным, им даже более 10 000 лет. Название окарина появилось в 19 веке, когда итальянец Джузеппе Донати придумал современную форму этого инструмента, и означает "гусёнок". Простота устройства окарины не означает лёгкость изготовления. Состав глины, внутренний объём и форма изделия, количество отверстий и их расположение, обжиг - всё это определяет звучание инструмента или его отсутствие. ОКРИН — церковный керамический сосуд, чаша; кувшин, горлач, ваза. ОКСИДЫ — основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной - ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния - коричневый и пурпурный, оксид никеля - серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. ОНГИ — (корейск.) глиняные кувшины, которые после нанесения глазури обжигаются при температуре 1.100-1.200?. Иначе их называют «док». С давних времён в этих кувшинах хранились соевая паста, кимчи и другие продукты. ОПЛЕЧНИК — керамический сосуд для святой воды или елея в виде бутылки с коротким горлышком. ОРАНТА ("молящаяся") — одно из трех канонических изображений Богоматери (с воздетыми вверх руками). Имело две разновидности - Панагия и Знамение. ОРНАМЕНТ — способ украшения керамики. Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. ОСТРАКОН — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа или осколок известняка. Ввиду своей доступности по сравнению с дорогими папирусами глиняные черепки служили в древности для записей, расчётов, квитанций и коротких писем. На остраконах древние ученики выполняли школьные домашние задания. Текст на остраконах писали чернилами или выцарапывали. Были найдены целые архивы остраконов (например, «Архив Никанора»). В Древней Греции, в частности в Афинах, остраконы использовались для голосования в процедуре остракизма и поэтому являются ценным источником знаний не только о повседневной, но и политической жизни. Остраконы изучает папирология. ОТОЩИТЕЛИ — материалы, используемые в технологии керамики в качестве сырьевых, практически не имеющие усадки и поэтому снижающие ее при сушке. Отощители – непластичные материалы (кварц, кварцевый песок), которые регулируют пластичность, сокращают усадку изделий при сушке и обжиге, формируют структуру черепка при обжиге. ОТСКАКИВАНИЕ КРАСКИ (отслоение, полет) — дефект декорирования; проявляется как при надглазурном, так и при подглазурном декорировании в результате пережога или нанесения краски слишком толстым слоем. ОТСЛАИВАНИЕ ГЛАЗУРИ (отскакивание) — дефект глазури, характеризующийся отслаиванием отдельных кусков глазури от керамического тела; образуется при несоответствии глазури материалу черепка.
|
+ 7 960 504-30-13 © 2010 — 2014 Гуляй & Золотарёвы |