|
|
Галерея «АЗЪГОЛЬДЪ» |
Словарь по керамикеA Б [В] Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ВАЗА — сосуд древнего или иного изящного образа, напоминающего кувшин с перехватом, чаще всего с раструбом кверху, для украшения покоев и зданий. ВАЗОПИСЬ — орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом. Выделяется два способа вазописи: вазопись по глазури и подглазурная роспись. По глазури расписывается уже готовое изделие, а подглазурная роспись наносится на предварительно обожжённое изделие. После окончания работы художника изделие покрывают слоем прозрачной глазури и вновь обжигают при высокой температуре. Многочисленные и блестящие образцы вазописи оставило древнегреческое искусство. Вазы - сосуды из обожжённой глины - играли огромную роль в жизни древних греков. Они использовались и как бытовая посуда, и как украшение дома, и в различных ритуальных обрядах.Древнегреческая вазопись - понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства. Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIX в. в Греции. С XIX в. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок. Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов. ВАКУУММЯЛКА, ВАКУУМ-ПРЕСС — машина для промина пластичных керамических масс при пониженном давлении среды, конструкция которой предусматривает удаление в процессе промина пузырьков воздуха, что повышает формовочные свойства массы. ВАЛИК — резиновая скалка. ВАЛКОВАЯ ДРОБИЛКА — машина для дробления материалов раздавливанием и истиранием между двумя вращающимися валками. Для измельчения пластичных применяют дробилки с зубчатыми валками, для выделения камней из глины - с гладким и зубчатым валками, для дробления отощающих - с гладкими валками. ВАЛЮШКА — брус керамической массы, выдавленный из массомялки. ВЕГЕЛИ ВИЛЬГЕЛЬМ ГАСПАР — основал в 1751 году Первую берлинскую мануфактуру. Художественное руководство он доверил модельеру Э.Г. Рейхарду и миниатюристу И. Я. Клосу, прибывшему из Мейсена. После начала Семилетней войны через год производство пришлось закрыть (1757). Старейшие изделия этого завода указывают на несовершенный состав фарфоровой массы. Черепок белый, так как каолин получали из Саксонии, но на поверхности есть трещины. Для красочной отделки материал был слишком тверд. Формы посуды тяжеловесны, рельефный декор довольно груб, а целому недостает элегантности рококо. В росписи преобладает цветочный декор, исполненный синим или пурпурным цветами. ВИБРОСИТО — агрегат для интенсивного рассева сыпучих материалов или процеживания суспензий. ВИЗАНТИЙСКИЙ АНТИК — произведения ранневизантийского искусства (IV-VII в.), выполненные в античном стиле. Пример - серебряные блюда с изображением сцен из античной мифологии и традиционных античных сюжетов - Силен и Минада, Аякс и Одиссей, пастух с козами, резвящиеся дельфины и т.п. Все это настолько напоминает памятники классической античности, что только византийское клеймо на серебре позволило дать им точную датировку. ВИНОГРАДОВ Д.И. — создатель русского фарфора. Разработал технологию производства и получил первые образцы фарфора из отечественного сырья. ВИТРАЖ — картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет, декоративная орнаментальная или тематическая композиция, изготовленная из кусков разноцветного стекла, заполняющая оконный проем. Витраж широко использовался для архитектурного оформления готических храмов. Позже в виде витражей начали выполняться гербы городов в городских ратушах и других зданиях общественного назначения. В подражание этому дворянские дома в виде витражей стали оформлять семейные гербы. ВЛАЖНОСТНОЕ РАСШИРЕНИЕ — расширение (деформация) обожженного керамического изделия в результате взаимодействия с влагой воздуха минералов, входящих в состав черепка или непрореагировавших в процессе обжига изделия оксидов, в том числе оксида кальция. Расширение черепка приводит к появлению цека покрывающей его глазури. Этот эффект может проявиться через несколько лет после изготовления изделия, поэтому относится к т.н. "скрытым параметрам" системы черепок-глазурь. ВНУТРИГЛАЗУРНАЯ КРАСКА, МЕЖГЛАЗУРНАЯ КРАСКА, КРАСКА ВЫСОКОГО ОГНЯ — керамическая краска, наносящаяся на обожженную глазурь и образующая в процессе высокотемпературного (с температурой, близкой к температуре политого обжига) декоративного обжига окрашенный слой внутри глазурного покрытия. ВОДОПОГЛОЩЕНИЕ — свойство керамического материала впитывать и удерживать в себе воду. Определяется как вес поглощенной материалом воды, отнесенный к весу сухого материала. ВОЗДУШНАЯ УСАДКА — усадка изделия в процессе сушки. Величина усадки зависит от типа массы, его исходной влажности и скорости сушки. ВОЛНИСТОСТЬ ГЛАЗУРИ, РЯБИЗНА — дефект глазурования, заключающийся в волнистой поверхности глазурного покрытия из-за недостаточной температуры политого обжига или слишком тонкого слоя глазури. ВОЛНИСТЫЙ КРАЙ — дефект фарфорового изделия в виде неравномерной деформации края. ВОЛНИСТЫЙ ОРНАМЕНТ — способ лощения керамики, при котором вся поверхность сосуда выглядит волнистой, в некоторых случаях приближаясь к желобкам. В русской литературе термин обозначает волнистые линии, нанесенные на поверхность сосуда острым предметом до обжига. ВОЛОХ — керамическая крышка. ВСКИПАНИЕ краски (вспучивание) — вид дефекта надглазурного декорирования, проявляющийся в виде проколов глазури или маленьких пузырей, лопающихся при охлаждении. Появляется при быстром подъеме температуры или слишком толстом слое краски. ВЫДАВЛИВАНИЕ — способ пластического формования с помощью ленточных прессов, заключающийся в выдавливании массы через формующий мундштук. ВЫДЕРЖКА — интервал времени, в течение которого поддерживается постоянная температура при обжиге. ВЫЕМЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ — на мягкой поверхности сосуда до обжига вырезают полоски или узоры. Образовавшиеся полоски часто заполнялись белой пастой, выделявшейся на темной поверхности сосуда. ВЫЛЕЖИВАНИЕ — технологическая операция, заключающаяся в выдерживании керамической массы в стабильных условиях для выравнивания влажности и протекания биохимических процессов в глинистых массах. ВЫПЛАВКИ — дефекты поверхности керамического изделия в виде остеклованных участков. Одна из причин - попадание частиц гипса из форм в полуфабрикат. ВЫПУЧКИ — выпуклые декоративные элементы на гончарном изделии. ВЫСОКООГНЕУПОРНЫЙ ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ на основе окиси иттрия с добавкой окисла четырехвалентного элемента, образующего с окисью иттрия твердый раствор замещения, отличается тем, что, с целью повышения электросопротивления, он содержит указанные компоненты. Шихта для изготовления материалла, содержит хромовую руду и шпинелеобразующую добавку на основе тонкомолотого магнезита и окиси хрома. С целью упрощения процесса изготовления изделий за счет снижения температуры обжига, шпинелеобразующая добавка содержит в качестве окиси хрома хромовый ангидрид при весовом отношении MgO:CrO3. Огнеупорная масса для изготовления магнезиальнохромитовых изделий, содержит спеченный периклазовый порошок и синтезированный магнезиальнохромитовый компонент, отличается тем, что, с целью повышения термостойкости, уменьшения шлакоразъедания и истираемости абразивными материалами, в качестве синтезированного магнезиальнохромитового компонента, она содержит синтезированный магнезиальнохромитовый материал с содержанием Cr2O3 и дополнительно спекающую добавку на основе оксидов титана и железа и хромитовую руду. ВЫСОКОПОЛЕВШПАТНЫЙ ФАРФОР — напоминает твердый фарфор и отличается меньшим содержаним глинистого вещества и большим содержанием кварца и полевого шпата. Производится по схеме производства твердого фарфора, причем температура первого обжига составляет 950-1000°С, а второго 1250-1300°С. Обладает меньшей механической прочностью и термостойкостью, чем фарфор, но имеет большую просвечиваемость и большие декоративные возможности (ниже температура политого обжига). Применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д. ВЫЦВЕТ — дефект в виде белесых налетов на поверхности готового неглазурованного керамического изделия. Причина - миграция растворимых солей.
|
+ 7 960 504-30-13 © 2010 — 2014 Гуляй & Золотарёвы |