|
|
Галерея «АЗЪГОЛЬДЪ» |
Словарь по керамикеA Б В [Г] Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ГАРДНЕР ФРАНЦ — английский купец, в середине 18 века приехал в Россию и основал фарфоровую мануфактуру в селе Вербилки (бывш. Дмитриевский уезд, Московской губерни). В середине 19 века завод перекупил русский промышленник Кузнецов. Но при Кузнецове продолжали на изделия ставить марку Гарднера (скрещенные мечи - которые были в свою очередь заимствованны у Мейсенской мануфактуры, или латинскую букву G. Из-за этого идентификация фарфора (при каком хозяине она была сделана) затруднительна. ГАФНЕРКЕРАМИКА — под этим понимаются гончарные изделия с цветной свинцовой глазурью, в большинстве печные изразцы. Как таковые они изготовлялись в заальпийских странах еще с XIII века. Начиная с XIV века они украшались рельефами, в XV же веке их стали покрывать зеленой, а начиная с 1500 года, кроме того, желтой, коричневой и порой белой глазурью. В XVI веке такие глазурованные изразцы производились уже на широкой территории. В Германии главным центром служил Нюрнберг, в Австрии - Зальцбург, в Швейцарии - Винтертур. Швейцарского происхождения изразцы - плоские и отделаны только средствами росписи ярких тонов, в то время как немецкие покрыты рельефами и нерасписными цветными глазурями. Сюжеты украшений - библейские, мифологические, аллегорические и исторические - заимствованы из гравюр по меди и дереву в плакеток, принадлежащих так называемым «малым» мастерам. С поступательным ходом ренессанса краски глазурей приобретали все большую выразительность. ГЕОКСЮР — большое древнеземледельческое поселение, полностью относящееся к 4-му тысячелетию до н.э., расположено в Юго-Восточной Туркмении, неподалеку от одноименной станции. Площадь памятника достигает 12 га при высоте свыше 10 м над окружающей поверхностью. Поселение состояло из многокомнатных домов, разделенных узкими улочками. Все дома выстроены из стандартного, прямоугольного сырцового кирпича. Материальная культура Геоксюр отличается великолепной расписной тонкостенной керамикой, украшенной сложным геометрическим орнаментом, выполненным в полихромной. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ — состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др). ГИДРИЯ — керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств. ГИПС — кристаллогидрат сульфата кальция; переработанную природную форму гипса используют для изготовления моделей и форм для пластического формования и шликерного литья. ГИПСОМОДЕЛЬНЫЙ СТАНОК — станок для вытачивания из гипсового болвана моделей тел вращения для последующего производства гипсовых литейных форм. ГИРЛЯНДА — от итал.Ghirlanda - венок. Гирлянда - применяемое в декоративном убранстве изображение в виде листьев, цветов, плодов и т.п., перевитых лентами и сплетенных в полосы. ГИССАР, ТЕПЕ — телль близ Дамгана в Северном Иране, раскопан Шмидтом в 1931-1932 гг. В 4-м тысячелетии до н.э. культура Г.Т. в некотором отношении стала провозвестницей культуры Белуджистана, а также Индии. Около 2500 г до н.э., раньше, чем где-либо в Иране, серая монохромная керамика сменяет здесь традицию расписной. Специалисты обычно рассматриваю этот факт как свидетельство первого появления индоевропейцев в Иране. Поселение разрушено между 1900 и 1600 гг. до н.э. (дата является спорной), возможно, новыми волнами иранских пришельцев. ГЛАЗКОВЫЙ ОРНАМЕНТ — декоративный мотив, состоящий из пары кружков или спиралей как на испанской символ-керамике. На некоторых образцах явно изображены глаза, возможно, они символизировали покровительственный взгляд божества на своих почитателей. Мотив широко распространен в Западной Европе 3-го тысячелетия до н.э. ГЛАЗУРЬ — стеклистое покрытие, которое придают предметам, главным образом керамике, посыпая их стеклянным порошком с последующим обжигом при температуре, когда стекло начинает плавиться. Эта операция улучшает внешний вид изделия и делает его поверхность водонепроницаемой. Глазурью называют также исходный глазурный шликер. Материалами для глазури служат полевой шпат, кварцевый песок, мел и другие. Она снижает водопоглощение черепка, повышает прочность, гигиеничность и эстетичность изделий. Тугоплавкую фарфоровую глазурь изготавливают из полевого шпата, кварца с добавкой каолина, а легкоплавкую фаянсовую и майоликовую - из кварцевого песка, соды, мела, оксидов бора, стронция и др. ГЛАЗУРЬ, ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБЖИГА — глазурь, показывающая декоративный эффект в восстановительных условиях обжига, т.е. в среде с избытком монооксида углерода - металлические пленки, кристаллы на поверхности или в объеме глазури. Глазурями восстановительного огня называют глазури, образующие в процессе восстановительного обжига красивые металлические отблески вследствие восстановления до металла окислов, входящих в состав таких глазурей. Наибольший эффект после восстановления дают глазури с добавлением соединений меди и серебра. Они восстанавливаются до натурального цвета этих металлов. ГЛАЗУРЬ, ГЛУХАЯ (ЭМАЛЬ) — непрозрачная глазурь, наносимая для маскировки цвета керамического тела или с другой декоративной целью. ГЛАЗУРЬ, СОЛЯНАЯ — глазурь в виде тонкой пленки силикатов щелочных металлов, образующейся при внесении в горячую печь каменной соли и водяного пара. ГЛАЗУРЬ, СЫРАЯ — нефритованная глазурь. Состоит из смеси водонерастворимых материалов, сплавляющихся в процессе обжига. ГЛЕК, ГЛЕЧЕК — керамическая кринка, малый горлач. ГЛИНА — это слово очень древнее. Настолько древнее, что уже никто не сможет сказать - откуда оно пришло и кто его произнес первым. Почти во всех религиях глина упоминается как материал для создания человека или других животных. Глина может быть и холодной и теплой. Это может быть излучающая душевное тепло и радующая глаз ваза, а может быть холодной и плоской штампованной тарелкой. Глина под руками "мастера" вбирает все самое хорошее и светлое, а потом отдает это людям даря радость общения с ИСКУССТВОМ !!! Осадочная порода, содержащая в основном гидроалюмосиликаты, а также силикаты и оксиды в виде кварцевого песка, полевых шпатов и т.д. При затворении водой образует пластичную массу. Среди керамистов-художников принято называть глиной любой исходный пластичный материал. Глина - тонкодисперсная горная порода, представляющая собой смесь различных минералов - водных алюмосиликатов (каолинит и др.). Глины подразделяют по огнеупорности, способности к спеканию, окраске. В производстве фарфора и фаянса используют огнеупорные, беложгущиеся глины (не более 0,8-1% оксидов железа), в гончарном производстве - легкоплавкие красножгущиеся глины. ГЛИНА, ЗАПЕСОЧЕННОСТЬ — высокое содержание кварцевого песка и примесей непластичных минералов (полевых шпатов, доломита, слюды и т.п.) в глине, ухудшающее ее формовочные свойства. ГЛИНИЩЕ (глинокопня) — яма или карьер, где добывают глину. ГЛИНОЗЕМ — оксид алюминия. Составляет значительную часть химического состава глинообразующих минералов. ГЛИНЯНЫЙ ПЕРИОД — ступень образования элементарных изобразительных форм на заре верхнего палеолита (получила название по основному материалу творчества). Археологические данные свидетельствуют о первичности монументальной лепной скульптуры зверя; крупные блоки от таких грубых фигур открыты в тупиковой галерее Кастере пещеры Монтеспан. Решающую роль в их возникновении сыграл не творческий умысел, а потребность освободить в узком пещерном ходе перед лепным символом место для группы подростков, имитирующих охоту (обряд инициаций). Именно с такой целью лепка трех больших. ГЛУШЕНЫЕ ГЛАЗУРИ позволяют маскировать окрашенный керамический черепок. Заглушенность или непрозрачность вызывается наличием в стекле глазури твердых или газообразных включений с коэффициентами преломления света больше или меньше коэффициента преломления самого стекла глазури, то есть обладающих оптической плотностью, отличающейся от плотности стеклофазы. ГЛЯК — сосуд для крепких напитков. ГОЛОСНИКИ — керамические сосуды, закладываемые в своды и стены здания для улучшения акустики. ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, т. е. керамика вообще. Включает три главных класса производств: • приготовление обычных строительных кирпичей; • производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (каковы: огнепостоянные кирпичи, реторты, кафели, трубы и т. п.) • и, наконец, приготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки. По основным приемам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы совокупляем некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных. ГОНЧАРНЫЙ КРУГ — машина для формования методом раскатки изделий, имеющих форму тел вращения. Круг, вращающийся в горизонтальной плоскости, облегчает гончару формовку глины для сосудов. Реальные образцы не сохранились, поэтому невозможно определить разновидности Гончарный круг - толчковый, с ножным приводом, с приводом от двигателя и т.д. Признаки использования Г.к. обычно заметны на самой керамике. Вид поворотного столика, известный как "вертушка" (tournette), или медленный круг, первоначально использовался для улучшения лепной керамики, особенно венчиков. В урукской фазе Месопотамии, 3400 г. до н.э.уже использовался быстрый круг. Он постепенно распространился дальше, достиг Европы с минойцами (2400 г. до н.э.) и Британии с белгами (1 в. до н.э.). Наличие Г.к. позволяет предположить существование высокоорганизованного керамического производства, в котором часто использовался прогрессивный тип горна. В Америке Г.к. не встречается. ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ — изделия, изготовленные из местных окрашенных глинистых материалов, обычно неглазурованные, пористые. Кроме того, так называют изделия, выполненные на гончарном круге. ГОНЧАРНАЯ МАЙОЛИКА — вообще говоря, изделия из красной глины и покрытые глазурью получили название майолики. Гончарная керамика редко покрывается глазурью целиком и поэтому имеет свое название – гончарка. Как правило, скульптурная керамика делается литьевым способом, но в данном случае вы имеете дело с майоликой, сделанной из гончарных элементов, либо целиком на гончарном круге. ГОНЧАРНЯ, ГОРШЕЧНЯ — мастерская или заведение, где делают глиняную посуду. ГОНЧАР, ГОРШЕЧНИК — человек, выпускающий керамические изделия. ГОРГЕН — эпонимный памятник культуры швейцарского развитого неолита, сменяющей Кортайон. Расположен на оз. Невшатель. Керамика представлена грубыми цилиндрическими формами, орнамент ограничивается несколькими налепными валиками - кордонами. По форме и орнаменту напоминает керамику культуры Сены-Уазы-Марны (Франция). ГОРЛАН — керамический кубан или кринка, балакирь, кувшин без носика и ручки, узкогорлый горшок для молока, высокий горшок с пережабиной. Употреблялся как кухонная посуда и как сосуд для хранения сыпучих и жидких веществ. ГОРН — тип печи периодического действия для обжига керамики с газовым, мазутным и др. топливом, с рабочим пространством в виде шахты или купола. Горн - дровяная печь для обжига керамики. ГОРШЕНЯТКО — маленький горшочек. ГОРШОК — ("горнец") и "гончар" ("горънчар") происходят от древнерусского "грънъ" ("горн" – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также - низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда. ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА — специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи. ГОРШОК-ЛУКОВНИК — конусообразный горшок с ручкой. ГРАВЮРА — вид графики, печатный оттиск рисунка, нанесенного на дерево, линолеум, камень, металл. ГРАФФИТИ — любые фигурки или надписи, нацарапанные на поверхности. Встречаются на скалах, домах и на керамике. ГРЕБЕНЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ — распространенный способ украшения керамики. Выполнялся зубчатым инструментом по сырой глине. В результате получались ленты параллельных насечек, часто волнистые. ГРЕЧЕСКАЯ КЕРАМИКА — является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати. ГРЕЧИШНИК — кувшин с носиком для молока. ГРИЗАЙЛЬ — фр.Grisaille. От фр.Gris - серый. Гризайль - декоративная живопись, выполняемая в разных оттенках одного (серого) цвета. Гризайль создает эффект рельефности изображения, вплоть до полной имитации скульптурного рельефа. ГРУБОКЕРАМИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ — крупнопористые крупнозернистые керамические материалы, в основном шамотные, применяемые для изготовления крупногабаритных изделий в строительстве, архитектуре малых форм и т.п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. - Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота. Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в 1300°С. ГУАНЬ — китайские керамические горшки. ГУЛИ — декоративная керамика (узбекский). ГУЛИ ВАЗА — декоративная ваза (узбекский). ГУЛИ ТУВАК, ГУЛГА ТУВАК — горшки цветочные, горшки для цветов (узбекский). ГУСЯТНИЦА — керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.
|
+ 7 960 504-30-13 © 2010 — 2014 Гуляй & Золотарёвы |