Керамика

Галерея «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Свистулька из России

Свистулька из России


Свистулька фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.

Местные названия[1] птицевидных свистулексоловей, солопелка (в южных = степных областях России: к югу от русла реки Ока); свирестелка, свиристулька (в северной = лесной полосе России, т.е. к северу, от русла рек Ока и Кама) и чувилька[2] (по-над …долгими плесами чевылецкими[3] или окрест былинного града Чувиль, а ныне город Плёс на Верхней Волге, в Ивановской области).


Содержание


  • 1 История
  • 2 Материалы из которого вылепляются свистульки
  • 3 Способы лепки свистулек (в зависимости от свойств местной глины)
  • 4 Размер свистульки и качество звучания
  • 5 Форма (внешний вид) свистульки
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

  • История


    Свистулька – как звуковое приспособление из обожжённой глины известна в Европе, в Азии, в Северной Африке и среди коренных жителей Центральной и Южной Америки.

    Перекочевала ли свистулька из Европы в Америку вместе с испанскими конкистадорами или глиняная свистулька, из-под рук индейцев – это изобретение самих аборигенов Центральной и Южной Америки, об этом можно ныне лишь догадываться.

    Между керамическими свистульками,- из Европы, Азии, Африки и Латинской Америки,- много общего. И, что можно было видеть и слышать во время первой международной выставки, – «СВИСТУЛЬКИ МИРА. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ», – проводившейся в Москве под эгидой Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации, с 27 октября по 28 ноября 2009 года.

    Правда, между свистульками из разных стран и разных континентов – есть и различия, обусловленные культурными традициями разноплеменных народов.

    К числу наиболее древних духовых приспособлений из обожжённой глины относятся свистульки, ныне хранящиеся в Тегеранском национальном музее и датированные 2500 годами до нашей эры.


    Материал из которого вылепляются свистульки


    Глина (франц. argile, нем. Thon, англ. сlау) — весьма распространённая вторичная или обломочная (под воздействием воды – холода – тепла – солнца) горная порода, т.е. происшедшая от выветривания более массивных горных пород, преимущественно заключающих в своем составе полевые шпаты (или первичные каолины: глинозём и кремнезём).

    Во всех сортах природной глины всегда содержатся:

    а) глинозем, т. е. оксид (окисел, окись) алюминия Al2O3 – и, что после обжига придаёт природной глине белый цвет;
    б) кремнезем или окисел (окись, оксид) кремния SiO2 – и благодаря чему глина после обжига приобретает бурый (бежевый, кремовый, серо-коричневый) окрас;
    в) гидратная вода, Н2O - как вещество, удаляемое при прокаливании.

    - Все другие составные начала природных сортов глины (щелочи, известь, магнезия, окислы железа…) должны быть считаемы за сопровождающие подмеси (примеси), потому что по мере очищения, напр. при отмучивании… их количество (т.е. примесей, окрашивающих глину) убывает; и в чистейших, белых (или светло-бежевого окраса, разумеется, после обжига) сортах глины встречаются иногда только указанные три или четыре компонента… глинозем, кремнезем и окислы (железа и магния), а также вода.[4]

    И, только благодаря наличию окислов железа и магния первичные каолины: белесый (сероватый) глинозём и буроватый (землистый) кремнезём – приобретают красноватый цвет.

    Гончарная глина (из которой вылепляются свистульки на Руси: от Архангельска до Астрахани и от Пскова до Вятки) – это есть смешение природных веществ и воды: оксид алюминия (глинозём) + оксид кремния (кремнезём) + окисел железа + окисел магния и плюс вода.

    Условно говоря, природные смеси веществ (белесый глинозём + буроватый кремнезём + ржавые окислы железа и окислы магния + испаряющаяся вода; и, принимая во внимание, что: оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной – ангобы земляных, бежевых, кремовых тонов; оксид магния – даёт коричневый или пурпурный окрас; и эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции [http://keramika.peterlife.ru/ 0,5-6%]):

    1) 49% глинозёма и 49% кремнезёма 2% окислов железа, магния), после обжига – это керамика бежевого (коричневого с сероватым или желтоватым оттенком, либо землистого) цвета;

    2) 74% глинозёма и 24% кремнезёма 2% окислов железа, магния), после обжига – это керамика светло-бежевого цвета;

    и, чем выше % глинозёма (а, значит, ниже % кремнезёма; и, при полном отсутствии окислов железа, магния) – тем выше «белизна (прозрачность)» керамики либо «белого цвета (полупрозрачного фарфора или непрозрачного фаянса)»;

    например, чистая (99,9%) алюмооксидная керамика или биокерамика – применяется для протезирования тазобедренных суставов и зубов;

    3) 24% глинозёма и 74% кремнезёма 2% окислов железа, магния), после обжига – это керамика кирпичного (от бежевого = светло-коричневого до тёмно-красного = коричневого) цвета.

    Надо учитывать, белая глина или обогащенный каолин ("белее белого"> вплоть до "прозрачности фарфора") согласно требованиям современной промышленности – "должен содержать не более 0,3-1,0% окислов железа, магния…".

    Все окислы железа, магния и других металлов (меди, хрома) можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то окислы будут действовать как флюс, понижая температуру плавления глины. Т.е. чем выше процент окислов железа и магния (а, значит, и краснее глина), тем ниже должна быть температура обжига. Но, не менее 460°C (а иначе обжиг, как таковой, не осуществится; и, недообожжённое творение может просто раствориться под воздействием воды).

    Красножгущиеся глины (с высоким процентом содержания окислов железа и магния) можно обжигать в русской печи. Как это и делалось на Русском Севере и на Верхней Волге, напр. в городе Плёс (Ивановской области: там, где с незапамятной поры вылепляются обрядовые чувильны и духовые или звуковые чувильки).
    Собственно говоря, на Русском Севере и на Верхней Волге под названием чувилька либо чубрик (чушок, чишок) лепилы или мастера-свистушечники разумели – маленькую лепную фигурку человека или животного; а, чаще, в виде птицы-утицы либо петушка, кукушки, совушки ( Чуфиль-Филюшки); и, непременно, в качестве сладкозвучного крылатого творения из обожжённой глины.

    Иначе говоря, в понимании лепил (народных мастеров-свистушечников с Верхней Волги и Русского Севера) слова чувилька (чубрик) и фигурная свистулька (птица с распростёртыми крыльями или животное с крыльями, либо крылатая фигурка человека) – это есть равнозначные понятия.

    Чувилька (фигурная свистулька) – звуковое керамическое (из обожжённой глины) приспособление: особая (обрядовая) терракотовая скульптурка или игрушка, не покрытая глазурью (поливой, мурцем, муравою).

    В словаре лепил (мастеров-свистушечников), суть производственного термина «чувилька», буквально – "звуковая керамическая скульптурка после первичного (утельного) обжига".

    И, в настоящее время, слово «чувилька (в смысле, свистулька из обожжённой глины; и, не покрытая муравою)» – имеет хождение окрест города Плёс (на Волге, в Ивановской области).

    Глина (после обжига) бывает только двух видов: беложгущаяся (белого цвета: при полном отсутствии каких-либо окислов железа, магния, меди, кобальта, никеля или хрома; и, ср. биокерамика или полупрозрачная чистая 99,9% алюмооксидная керамика) и красножгущаяся (красная глина; и, лишь благодаря окислам железа и магния). Какой-либо иной окрас глины,- после обжига оной,- можно получить только в результате особых технологических приёмов: с использованием окислов различных металлов, а также применяя – обварку (запарку, молочный обжиг), дымление (морение) и чернение.

    Каолин (белая глина) встречается преимущественно – "в виде гнезд (в виде вкраплений, значительных залежей; и, как результаты естественного разрушения горных пород под воздействием: вода – мороз – жара – солнце) в гранитах, гнейсах, сиенитах и фельзитовых порфирах или в ближайшем соседстве с ними".

    И, как таковая, «белая глина (каолины без примеси окислов железа и магния, придающих белой глине ржавый окрас)» – имеет место быть лишь в степных (засушливых) районах России. Т.е. к югу от русла реки Ока.
    К северу от русла реки Ока, а, т.е. в лесной полосе России – и, где ржавых болот несть числа. А, где болота – там и «ржавое болотное железо (или окислы железа и магния, окрашивающие белые каолины в ржавый или рыжий,либо красный, или коричневый цвет)».
    Не секрет, в областях Центральной России и на Русском Севере – "всякое болото на глине (а, поверх беловатых глинозёма и кремнезёма бурое болотное железо)".
    И, "сколько бы Вы не жили на болоте, Вы возможно никогда и не догадаетесь о том, что из бурой болотной грязи можно добывать железо, смешав его с древесным углем и запалив (обжигая)".

    В общем, в областях Центральной России и на Русском Севере – почти, за редким исключением (например, возле города Кинешма в Ивановской области), вся "глина (или весь глинозём)" имеет красный цвет; и, разумеется, после обжига.
    А, полностью очищать болотный северорусский белесый глинозём от красных окислов железа и магния – так, дешевле будет делать горшки и свистульки из самородного золота.

    "Глина – земля или землистое вещество, которое с водою составляет мягкое, вязкое и скользкое тесто, сохнущее на воздухе и принимающее в огне каменистую твердость и крепость. Основанием глине служит метал глиний = алюмний, алюмий или алюминий, в окисленном виде глинозём. Живая глина, у кирпичников и гончаров, в том виде, как она в пластах, в земле; пресная, налитая водой и вымятая, вымешанная; кислая, лежалая в замеске, готовая в дело"[5]

    Природная "живая глина (пригодная: из земли да сразу в дело)", в своей массе или в своём процентном соотношении: 39 % оксида алюминия или глинозём (Al2О3) и 47 % оксида кремния или кремнезём (SiO2) плюс 14 % воды2О). И, не забывая про 0,5-6% различных окислов: железа, магния (придающих белесой или землистой глине красноватые оттенки, в зависимости от температуры обжига). А, в числе 0,5-6% могут быть и окислы: окись меди (> зелёный цвет), окись хрома (> оливково-зеленый оттенок), окись никеля (> серовато-зеленый тон), окись кобальта (> голубые цвета).

    В общем, виды глин в России,- своим разнообразием (и, главным образом, за счёт процентного соотношения примесей),- могут поразить воображение любого фантаста.

    Пригодность "живой глины",- из земли и сразу в дело,- определяется лишь опытным путём, на практике.

    Главное различие между свистульками,- вылепляемых в России,- заключается в том, что:

    1) к северу от русла реки Ока (несущей свои воды с запада на восток; и, как бы расчленяя Европейскую часть России на две части: южную = степную и северную = лесную и болотистую): а, стало быть, от окрестностей Владимира и до Архангельска – преобладают залежи красножгущейся глины;

    2) к югу от русла реки Ока, а, т. е. от Рязанской области и до Кубани – чаще можно обнаружить залежи беложгущейся глины.

    Вся Глина,- как материал пригодный для лепки свистулек и подлежащий обжигу (воздействию высоких температур),- подразделяется на два вида:

    1) беложгущаяся глина (фарфор) – выдерживает обжиг до температуры в 1450 °C;
    «полуфарфор (или фаянс)» – получают при температуре до 1200 °C;

    2) красножгущаяся глина – выдерживает обжиг только до 900 °C (и выше этой температуры изделия из красной глины начинают оплавляться, а затем и течь как стекло).

    - В южных областях России для лепки свистулек, как правило, используется белая (беложгущаяся) глина либо смеси белой и красной глин. И, в конечном результате (после обжига) получаются изделия – белого цвета или светло-розового оттенка, что позволяет народным мастерам отказаться от последующей побелки свистулек. И что, в обязательном порядке (в смысле – побелки лепных фигурок), делают на Русском Севере и северо-востоке России: вятские или дымковские мастерицы и мастера из Каргополя.
    А, например, в областях Центральной России и где ещё сохраняются многовековые традиции лепки свистулек: Ивановской (в Плёсе), Владимирской ( в Суздале), Нижегородской ( в Городце), Костромской ( в Сусанино) – мастера, работая с красной глиной, издревле покрывали свистульки полупрозрачными глазурями (как правило, используя свинцовый сурик).

    Мастера Московской, Тверской и Ярославской губерний, примерно, с середины 19-го века для окраски свистулек стали использовать разноцветную поливу (напр. в подмосковной Гжели и, главным образом, в Ростове Великом, где параллельно гончарному промыслу имела своё развитие многоцветная финифть).


    Способы лепки свистулек (в зависимости от свойств местной глины)


    Наличие белой глины, имеющей достаточные пластические свойства, позволяет мастерам южных областей Европейской России (к югу от Москвы, Владимира и Нижнего Новгорода) вылеплять (вытягивать) фигурные свистульки из одного куска глины. Например: филимоновская игрушка (из деревни Филимоново, Одоевского района, Тульской области), хлудневская игрушка (из деревни Хлуднево, Думиничиского района, Калужской области), а также плешковская игрушка (из деревни Плешково, Ливенского района, Орловской области).

    Красная глина, добываемая мастерами-свистушечниками (или лепилами) в центральных и северных областях России, таких свойств (значительной пластичности) не имеет. И по этой причине свистульки, здесь: от Владимира до Архангельска и от Пскова до Вятки – лепилы вылепляют из глины, методом налепа.

    Налеп – способ изготовления глиняного изделия путем присоединения деталей к некой основе. И, когда основой – служит сам свисток (иногда значительных размеров).
    А, т.е. к корпусу глиняного свистка прилепляются последовательно: сверху шея и голова, снизу две ножки, по бокам два крыла – и, так вылепляются или рождаются из-под рук народных мастеров, практически, все глиняные птицы на Русском Севере (в Каргополе и на Вятке) да и в малых городах областей Центральной России (в ивановском Плёсе и во владимирском Суздале).
    Отличительная черта звуковых обрядовых приспособлений издревле используемых на Верхней Волге (в Твери, Ярославле, Костроме, а также в Плёсе и в Городце): силуэты верхневолжских свистулек – «вписываются в равнобедренный прямоугольный треугольник, поставленный на один из катетов». Т.е. свистулька (птица, животное, человек) «опирается на три точки: две короткие лапки спереди, решённые условно в виде небольших бугорков, и хвост- свисток сзади)».

    В областях Русского Юга, обыкновенно, готовый свисток (малого размера) прилепляется к большой фигуре животного или к человеческой фигурке, и, как бы в качестве одной из рук игрушечного человечка (см. свистульки из деревни Плешково, Орловской области). Либо фигурный свисток, например, в виде птицы или животного,- целиком и полностью,- вытягивается из одного (цельного) куска пластичной белой глины.


    Размер свистульки и качество звучания


    Качество (тембр и высота) звука свистульки – всё это напрямую зависит от внутреннего объёма камеры духового приспособления из обожжённой глины.
    Т.к. южнорусские народные умельцы вытягивают фигурные свистульки из цельного куска (сколько глины сразу мастер в руку взял): то, и внутренний объём камеры духового приспособления невелик – зато и звук (громкость) выше.
    Мастера-свистушечники в Центральных областях России и на Русском Севере вылепляют камеры, как основу духовых приспособлений, несколько больших размеров – благодаря чему звучание здешних свистулек чуть мягче (пониже, протяжней, теплее).
    Южнорусские свистульки, из-за меньшего объёма камеры духового приспособления, имеют, обычно – не более двух боковых отверстий.
    Внутренний объём камер свистулек, вылепляемых в Центральных областях России и на Русском Севере, как правило, больше. Стало быть, и число боковых отверстий возможно – до четырёх.


    Форма (внешний вид) свистульки


    Образы, используемые мастерами-свистушечниками: как на Русском Юге, так и в Центральных областях России, да и на Русском Севере – мало в чём разнятся меж собою.
    Это, из века в век, традиционно: на первом месте – птицы; на втором месте – животные (лошадки, быки и бараны); на третьем – человечки.
    Фантазии народных мастеров (лепил, свистушечников) – допускают и лепку невероятных существ: "Птица-Сирин (полуженщина-полуптица)" либо "Русалка (полуженщина-полурыба)", а также " Полкан (полумужчина-полуконь)".


    Всё сходство и всё различие (по форме, по звучанию и по окрасу глины или по окраске, росписи фигур) между свистульками из-под рук народных мастеров,- как Русского Севера, так и Русского Юга,- зависит, в первую очередь, не от самих образов, а, от материала, из которого эти образы вылепляются.
    А, то есть: от красной (менее пластичной) глины – на Русском Севере да в Центральных областях России; и, от белой (более пластичной) глины – на Русском Юге.
    И, если из белой (более пластичной) глины в южных областях России вылепляются свистульки, для которых свойственна детальная проработка и сочность природных красителей. То, северорусским свистулькам присуще – лаконичность формы, сдобренная яркостью росписи (и, как правило, красителями искусственного, а не естественного происхождения).
    Северные свистульки – более приземистые (кряжистые); южнорусские свистящие фигурки – с более длинным телом и удлинённой шеей.
    В областях Центральной России чаще, нежели в других районах (северных и южных), мастера использовали глазурь или поливу а также мурц или мураву, либо муру. Она же мура (мурц).
    И секрет верхневолжской муры, муравы (для покрытия ею местных свистулек или чувилек); и, которую использовали некогда, например, лепилы (мастера-свистушечники) из города Плёс на Волге (в Ивановской области), ещё предстоит разгадать.

    Да и сама чувилька (свистулька),- из града Плёс (или Чувиль на Верхней Волге… по-над долгими плесами чевылецкими; ныне в Ивановской области),- для нас остаётся загадкой.

    И, надо думать, всё ж таки не зря В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка», внося в свой текст исконно русские (или офеньские)[6] слова: «чувильна» и «чувилька» – поставил знак вопроса:

    "чувильн(к?)а – ж. волжск. птичка, пташка; | печенье жаворонки, на 40 мучеников; | глиняная уточка, свистулька".[7]

     

    Примечания


  • 1. Русская диалектология. М., 1989, с.149 – 164.
  • 2. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т.4, с.611.
  • 3. Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым" – зачин к былине "Высока ли высота поднебесная…".
  • 4. Брокгауз и Ефрон /ст. ГЛИНА/
  • 5. В.И. Даль, т.1, с.355.
  • 6. ↑В.И. Даль, т.1, с.30: "…офенями искони придуман свой офенский… язык; это частью переиначенные русские слова…";
  • 7. ↑В.И. Даль, т.4, с.611.
  •