Керамика: Словарь по керамике

Галерея  «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Словарь по керамике

Словарь по керамике


A Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П [Р] С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


РАБОЧАЯ ФОРМА — форма, в которой ведется формование керамического изделия. Гипсовые рабочие формы рассчитаны на отливку (формование) 60 - 100 изделий, после чего их необходимо менять.

РАЗДЕЛКА РЕЛЬЕФА — это разрисовка всех деталей рельефа краской или золотом.

РАЗМОЧКА — бочка для глиняных отходов.

РАЙХАНИ — (от араб. "базиликовый") - почерк, один из "шести стилей" классической арабской каллиграфии.

РАКУ — способ декорирования путем резкого охлаждения глазурованного изделия в опилках. Дает неповторимые радужные рисунки. Изделия раку непрочны, а декоративный эффект может исчезнуть в течение нескольких дней.

РАКУШЕЧНЫЙ ЯР — поселение эпохи неолита - энеолита на Нижнем Дону, близ станицы Раздорской. 23 культурных слоя, разделенных стерильными прослойками, достигают глубины 4,6 м; наиболее мощными (до 0,6 м) являются 4-й и 5-й слои, состоящие из раковин. В ранних слоях встречается керамика с примесью песка и выгоревшей растительной примесью, орнамент в виде вдавлений различной формы нанесен горизонтальными рядами, затем вдавления составляют более сложную композицию, в поздних слоях зубчатый орнамент образует зоны, ограниченные углубленными линиями. Хронологические рамки: 5-е-2-я половина 3-го.

РАСКАТКА — способ формования пластичной массы, заключающийся в раскатке руками, шаблоном или роликом куска пластичной массы на вращающейся на шпинделе гончарного круга или полуавтомата форме. Таким способом формуют плоские (тарелка) или полые (кружка, кувшин) изделия, имеющие ось вращения.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.

РЕЗЕРВАЖ — метод работы с "защитой", пригоден и для обожженного на утель черепка. Восковую защиту можно наложить на слой глазури с вторичным покрытием другой глазурью пульверизатором. С помощью этого способа можно получить очень эффектные контрасты.

РЕКУАЙ — стиль керамики северного горного района Перу, долина Кальехон де Уайлас. Сосуды, найденные в подземных погребальных галереях и могилах в форме каменных ящиков. Украшены черной негативной росписью по красному и белому фону. Стиль Рекуай относится к первым векам н.э. и обнаруживает связи со стилями Гальинасо и Мочика на побережье.

РЕССЕН — могильник, расположенный близ Мерзебурга (Центральная Германия), типичный памятник поздней дунайской культуры Северной Богемии, Саксонии, Тюрингии, Баварии, части Рейской области, Швейцарии, а также Восточной Франции. Радиоуглеродные даты группируются около 3500 г. до н.э. Характерна керамика полушаровидной или шаровидной формы, часто встречаются кольцевидные поддоны. Линии орнамента иногда заполнены белой пастой.

РЖАВЧИНА — лучший материал для получения глины с крапинкой. Совершенно безопасный, по сравнению с марганцем, и бесплатный. Все, что нужно, наскоблить ржавчины с любой железки, какую найдешь. Если чешуйки большие, пропусти их через сито 40 меш перед смешением с глиной. Если много пыли, отсей ее через сито 100 меш. Нужно всего 1% (1 фунт на 100 фунтов глины), чтобы получить очень крапчатый черепок.

РИКА — почерк, один из "шести стилей" классической арабской каллиграфии.

РИПОЛИ — поселение среднего и позднего неолита в долине Вибрата (Адриатическое побережье Италии), здесь обнаружены остатки хижин (fondi di capanna) и ряд скорченных захоронений, а также расписная керамика (того же названия) и материал типа Лагоцца. Керамика Риполи - коричневая с черной росписью (геометрические рисунки), на других участках две красные линии окаймляют ряд точек. Характерной формой является круглодонная чаша с прямыми вертикальными стенками и одной ручкой (которая иногда украшена двумя выступами или стилизованными фигурками). Аналогии наблюдаются на другом берегу Адриатического моря в Данило.

РИТОН (греч. рог для питья) — керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.

РИСУНКИ — в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; букетом – до трех рисунков включительно. Разделки выполненные надлазурными красками, закрепляют в муфельном обжигу.

РОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ — декоративный мотив в металлических изделиях и керамике, состоит из рядов каплевидных выпуклин, расходящихся от основания сосуда. Такой орнамент может покрывать нижнюю часть сосуда или вс. Поверхность, придавая ему вид очищенного апельсина. Иногда аналогичный эффект получают простыми вертикальными нарезками или желобками.

РОСПИСЬ — наиболее широко применяемый способ художественной обработки. Расписывают ангобом — тонкорастертой жидкой глиной, белой или с примесью красителей. Рисунок ангобом наносят только на сырой черепок (19—20 % влажности). Пересушенное изделие расписывать нельзя, так как ангоб при сушке и обжиге опадает. При нанесении ангоба на очень влажное изделие (с влагосодержанием 27—34 %) вводится большое количество воды и в результате изделие может утратить форму. Залитое ангобом изделие расписывают с помощью пипетки.

РОСПУСК — технологическая стадия получения глиняного шликера путем длительного перемешивания (измельчения) кусков глины в воде.

РУКОМОЙ (урыльник) — горшок с двумя диаметрально противоположными носиками и ушками.

РУССКАЯ АМФОРА — сосуд с узким низким горлышком и двумя ручками.

РУСТ — тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.