|
|
Галерея «АЗЪГОЛЬДЪ» |
Словарь по керамикеA Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л [М] Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я МАГНЕЗИАЛЬНО-ШПИНЕЛИДНЫЙ ОГНЕУПОР — содержит периклаз, хромшпинелид Mg (Cr, Al, Fe), хромит магния MgCr2O4 и форстерит - Мg2SiO4, отличается тем, что, с целью повышения устойчивости к коррозионному воздействию оксидов меди и железистосиликатных расплавов, он дополнительно содержит алюминат магния при следующем соотношении компонентов. Огнеупорная масса содержит алюмомагнезиальную шпинель, содержащую ZrO2 компонент и связку, отличающаяся тем, что, с целью повышения термостойкости, прочности сырца и готовых изделий, а также удешевления их производства, она содержит в качестве содержащего ZrO2 компонента цирконил, а в качестве связки стеариновую кислоту при следующем соотношении компонентов. Сырьевая смесь для огнеупорных материалов, включает заполнитель из основных окислов, полифосфат натрия, соединения кальция и добавку, отличающийся тем, что, с целью увеличения открытой пористости, она содержит в качестве соединения кальция алебастр или фосфогипс, а в качестве добавки, сульфитнодрожжевую бражку. Огнеупорная масса, включающая хромомагнезитовый порошок, огнеупорную глину и жидкое стекло, отличающаяся тем, что, с целью повышения стойкости футеровки заслонок мартеновских печей, она дополнительно содержит колошниковую пыль. Способ получения отливок тугоплавких неметаллических материалов, включающий заливку расплава в форму и воздействие на него в процессе кристаллизации двумя бегущими электромагнитными полями, отличающийся тем, что, с целью повышения качества отливок за счет улучшения гомогенности и измельчения зерна, величину магнитной индукции в середине отливки поддерживают. МАЙОЛИКА — (итал. maiolica) - вид керамики из легкоплавких, как правило, местных глин. Отличается пористостью и применением широкой палитры декорирующих легкоплавких глазурей, глухих или прозрачных, сохраняющих цвет керамики. Сохраняет популярность из-за невысокой стоимости, яркости и насыщенности красок. В декоративном искусстве - изделия из цветной обожженной глины крупнозернистого строения, покрытые непрозрачной эмалью (архитектурные облицовки, посуда, статуэтки). Декоративный рисунок наносился в майоликовых изделиях росписью перед обжигом поверх сырой эмали белого цвета. В России XVII - XVIII вв. эта техника носила наименование ценины, ценинного дела. Вследствие обжига при сравнительно невысокой температуре живопись майоликовых изделий довольно богата красками. Расцвет майоликового производства в Западной Европе падает на XVI-XVII вв., в России - на XVII-XVIII вв. Последующий его упадок связан в основном с появлением фаянса и фарфора. МАЙОЛИКА КАСТЕЛЛИ — это фармацевтическая посуда - кувшины, альбарелли, вазы, служившие вместилищем для лекарственных трав и снадобий, а также украшавшие интерьеры аптек. Кастелли - небольшой итальянский городок в горах Терамо в области Абруццо. Именно там, на протяжении трех столетий в XVI, XVII и XVIII веках была создана удивительная по своей росписи разнообразная майолика, которая могла поспорить с продукцией таких прославленных майоликовых производств Италии как Урбино, Фаэнца, Дерута, Кастель-Дуранте, Пезаро, Монтелупо. МАКАРОНЫ — группа волнистых линий, прочерченных двумя или тремя пальцами на поверхности глины в верхнепалеолитических пиренейских пещерах (в т.ч. в Альтамире). Предположение о непосредственном переходе от "М." К идее рисунка зверя было сформулировано А. Брейлем (1911 г.) Гипотеза о таком легком открытии феномена творчества созерцающим индивидуумом впоследствии не подтвердилась. Ученые истолковывают "макароны" как имитационно-символическое воспроизведения грифад (прочерчен от когтей) пещерного медведя, занявшего особое место в сознании человека палеолита. МАКИТРА — род горшка (южн.). МАЛЫШ — маленький горшочек. МАХОТКА — маленький горшок или кринка с высоким горлышком. МАРАЖОАРА — стиль керамики, производившейся на о. Маражо в устье р. Амазонка начиная с 15 в. и до европейского завоевания. Тщательная полихромная орнаментация урн имеет сходство с керамикой других районов Амазонии и Восточного Эквадора. МАРКОЛИНИ — 1774-1814 – живописец, работал На Мейсенской мануфактуре в 1780-х годах. МАРГИАНА — древняя страна, расположенная на востоке Туркменистана, в бассейне древней дельты р. Мургаб. В древнеперсидских надписях эта историческая область называлась "страна Маргуш", греческие античные авторы называли ее Маргиана. Располагалась М. на территории свыше 3000 кв. км и состояла из нескольких отдельных ирригационных оазисов, в каждом из которых имелось свое столичное поселение и нередко - небольшой храм. Столицей страны Маргуш являлось поселение Гонур-депе, площадью свыше 20 га, причем в северной и западной частях поселения располагаются отдельные керамические кварталы. К югу от самого поселения находится монументальный храм квадратной формы с мощными обводными стенами и угловыми боевыми башнями. Два полностью раскопанных храма открыты в тоголокской группе памятников, причем оба они имеют принципиально сходную планировку в виде центральной "крепости", заключенной внутри двух оборонительных стен. Оба храма являлись одновременно храмами огня и культовых напитков, до определенной степени напоминая те культовые обряды, что были позже распространены в зороастризме - первой мировой религии. Почти вся керамика изготовлена на гончарном кругу. Отличается тонкостью и вычурностью своих форм, напоминая керамику Южного Туркменистана, которая была распространена в предшествующее время на поселении Намазга-депе. Роспись практически отсутствует, наряду с терракотовыми статуэтками в виде обнаруженных женщин, передающими образ Богини-матери (реже мужскими), распространяются культовые сосуды со скульптурными фризами по венчику, близко напоминая аналогичные из Бактрии. Такие культовые сосуды служили для обрядовых церемоний. Наряду с каменными изделиями (кремневые наконечники стрел) широко используются медно-бронзовые - культовые, церемониальные топоры восточно-иранского типа. Население М. составляли как местные выходы из Южного Туркменистана, так и пришлые из соседнего Ирана (см. Гиссар) племена. МАСКАРОН — (фр. mascaron, итал. mascherone) - вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих горгулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом. В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко начала XVIII века. Современные маскароны встречаются на керамике. МАССА КЕРАМИЧЕСКАЯ — приготовленная к формованию глина или смесь компонентов керамического сырья. МАССЫ ДЛЯ ГОРЯЧЕГО ТОРКРЕТИРОВАНИЯ, включают рассев, дозирование, совместный помол основного огнеупорного материала и шлака, введение углеродистой добавки, отличаются тем, что, с целью улучшения качества и прилипаемости торкрет-массы и экономии кокса, введение углеродистой добавки производят путем обработки шихты углеродным газом, состоящим из любых углеводородов, или углеводородов, полученных испарением жидких смесей, полностью выкипевших. МАССА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШПИНЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА, включающая глиноземсодержащий компонент и магнезит, отличающаяся тем, что, с целью повышения плотности материала за счет обеспечения полноты синтеза шпинели в нем, она содержит в качестве глиноземсодержащего компонента боксит и дополнительно, предварительно синтезированную шпинель при следующем соотношении компонентов. Изобретение относится к массам для изготовления магнезиально-глиноземистого материала для футеровки тепловых агрегатов. МАССА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БЕЗОБЖИГОВЫХ ОГНЕУПОРНЫХ ИЗДЕЛИЙ, включающая спеченный известковопериклазовый и периклазовый порошки, скрытокристаллический графит и каменноугольную смолу, отличающаяся тем, что, с целью повышения прочности при сжатии, стойкости к окислению и металлошлакоустойчивости, она дополнительно содержит продукты термического превращения каменного угля с размером частиц. Изобретение относится к массам для изготовления безобжиговых огнеупорных изделий, используемых при футеровке сталеплавильных агрегатов, например, кислородных конвертеров. МАССА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫХ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ — включает высокоглиноземистый материал, стеклоткань, отличающаяся тем, что, с целью повышения огнеупорности и механической прочности изделий, она дополнительно содержит высокоглиноземистый цемент и воду. МАССА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ на футеровке устройства для разливки металла - включает спеченный периклаз, хромит, выгорающую углеродсодержащую добавку и связующее, отличается тем, что, с целью снижения объемной массы и улучшения теплоизоляционных свойств при сохранении высокой прочности, она содержит в качестве выгорающей углеродсодержащей добавки пекококсовую мелочь с удельной поверхностью и дополнительно газообразователь из порошка гипса. МАССА ДЛЯ КОНВЕРТЕРНЫХ ОГНЕУПОРОВ, содержит: магнезитовый порошок, доломит, препарированную каменноугольную смолу и высокотемпературный пек, отличается тем, что, с целью повышения прочности, плотности, стойкости футеровки и увеличения содержания остаточного углерода, она содержит высокотемпературный пек и дополнительно пековый кокс. МАССА ДЛЯ ПОДИН СТАЛЕПЛАВИЛЬНЫХ ПЕЧЕЙ на основе основного огнеупорного материала, отличается тем, что, с целью повышения стойкости подин, она дополнительно содержит добавку доменного агломерата, включает окислы железа и окиси кальция. МАССА НАБИВНАЯ ДЛЯ ФУТЕРОВКИ СТАЛЕРАЗЛИВОЧНЫХ КОВШЕЙ — включает периклаз, шпинелеобразующую добавку, пластификатор и химическую связку, отличается тем, что, с целью повышения прочности и устранения усадки в процессе обжига и эксплуатации, она содержит в качестве шпинелеобразующей добавки хромовую руду фракции и смесь периклаза с молотой чугунной стружкой фракции, при отношении хромовой руды к смеси периклаза с молотой чугунной стружкой. МАССА САМОТВЕРДЕЮЩАЯ ФУТЕРОВОЧНАЯ, включающая хромомагнезит и водный раствор соли магния, отличающаяся тем, что, с целью увеличения сроков схватывания и повышения прочности сырца, она дополнительно содержит отход производства итаконовой кислоты удельного веса, а в качестве водного раствора соли магния - водный раствор хлористого магния удельного веса. Изобретение относится к металлургии и касается производства самоотверждающих футеровочных масс для тиглей плавильных печей, желобов для выпуска металла и т.д. МАССА ОГНЕУПОРНАЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАПСЕЛЕЙ, используемых при обжиге фарфоровых и фаянсовых изделий - содержит огнеупорную глину и капсельный бой, отличающаяся тем, что, с целью повышения механической прочности после обжига и термостойкости, она дополнительно содержит фарфоровый шлам и по крайней мере добавку из группы глинозем, кварцевый песок. МАССА ОГНЕУПОРНАЯ НАБИВНАЯ ДЛЯ ФУТЕРОВКИ ЭЛЕКТРОПЛАВИЛЬНЫХ ПЕЧЕЙ — содержит шамот разных фракций, магнезит, отличается тем, что, с целью сокращения срока сушки футеровки, она дополнительно содержит двузамещенный фосфат аммония, смесь гнеупорной глины с борной кислотой в соотношении ?, электрокорунд и воду. Огнеупорная масса для защитного покрытия рабочей поверхности тиглей при выплавке алюминиевых сплавов, включающая огнеупорную глину, кварцевый песок, борную кислоту или оксид бора, кремнефтористый натрий и шамот, отличающаяся тем, что, с целью повышения химической устойчивости к расплаву, увеличения срока службы тигля и сокращения трудозатрат на удаление отработанного покрытия, она дополнительно содержит электротехнический периклаз и полифосфат натрия плотностью ? при следующем соотношении компонентов ? С целью дальнейшего повышения прочности и химической устойчивости, она дополнительно содержит ?% порошка алюминия и ?% измельченного каменного угля или антрацита. Сырьевая смесь для создания жаростойкого бетона, содержит шамотный заполнитель, ортофосфорную кислоту, алюмохромовый отработанный катализатор производства каучука, отличающаяся тем, что, с целью повышения термостойкости и прочности после нагревания в интервале температур 1000-1400 град.С, она содержит дополнительно железосодержащий шлам-отход титанопигментного производства. МАССА ОГНЕУПОРНАЯ ДЛЯ ФУТЕРОВКИ ВРАЩАЮЩИХСЯ ПЕЧЕЙ, включающая высокохромистый конвертерный шлак ферросплавного производства и магнезитовый порошок, отличающаяся тем, что, с целью повышения термостойкости и устойчивости к реагентам цветной металлургии, она содержит дополнительно огнеупорную глину и коксик. МАССА ОГНЕУПОРНАЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФУТЕРОВКИ ТЕПЛОВЫХ АГРЕГАТОВ — включает хромомагнезитовый заполнитель фракций, фосфатное связующее, огнеупорную глину, отличающаяся тем, что, с целью повышения прочности сырца, она содержит в качестве хромомагнезитового заполнителя бой отработанных в цементных печах хромомагнезитовых изделий, в качестве фосфатного связующего ? смесь полифосфата натрия с алюмохромофосфатным связующим в соотношении и дополнительно отработанный алюмохромовый катализатор нефтехимического производства и пластификатор. МАССА ОГНЕУПОРНАЯ ДЛЯ ФУТЕРОВОК ТЕПЛОВЫХ АГРЕГАТОВ, включает бой магнезиально-шпинелидных изделий и хромитсодержащий компонент, отличающаяся тем, что, с целью снижения объемной усадки при спекании, повышения устойчивости к растрескиванию и разупрочнению при термоциклическом нагружении, она содержит в качестве хромитсодержащего компонента отход переработки хромитовой руды на зернистые порошки и дополнительно смесь клинкера и брикета на основе периклаза с массовой долей MgO ?%. МАССА ОГНЕУПОРНАЯ НАБИВНАЯ — включает огнеупорный наполнитель, сланцевые фенолы, фурановый растворитель и тонкомолотый отвердитель из группы: доломит, магнезит, известь, отличающаяся тем, что, с целью увеличения жизнеспособности, она дополнительно содержит кубовые остатки ректификации фурановых соединений и жирные кислоты. МАССЫ ОГНЕУПОРНЫЕ ДЛЯ ФУТЕРОВКИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ АГРЕГАТОВ приготавливаются путем формирования углеродистой оболочки на зернах огнеупорного компонента с размером частиц и смешения его с мелкозернистым компонентом и связующим, отличаются тем, что, с целью повышения механической прочности футеровки, для формования углеродистой оболочки на зерно крупнозернистого огнеупорного компонента наносят связующее, окатывают их в графитовом порошке с удельной поверхностью и подвергают сушке. МАТОВОСТЬ — явление оптическое, связанное с присутствием множества плоскостей раздела, от которых свет отражается и рассеивается. Матовость обусловлена выделением в глазурном стекле, а также на поверхности кристаллических соединений с выступающими гранями кристаллов, что обеспечивает высокие показатели химической и термической устойчивости, механической прочности, достаточную стабильность декоративного эффекта. Матовость глазурного покрытия вызвана мелкозернистой кристаллизацией на поверхности слоя с выделением кристаллических соединений, показатели преломления которых значительно отличаются от показателей преломления стеклофазы: волластонита, анортита, геленита, виллемита, диопсида и др. МЕАНДР — непрерывный узор из ленты или отдельной линии с равномерными изгибами. Спиральный М. Представляет собой просто спираль, прямоугольный меандр - тот же мотив, но с прямыми углами. МЕДАЛЬОН — фр.Medaillon. Медальон - орнаментальная или изобразительная композиция в овальном или круглом обрамлении. Медальоны применяются в декоративном убранстве фасадов и интерьеров. МЕЛЬНИЦА, ШАРОВАЯ — машина в виде футерованного изнутри металлического барабана с мелющими телами, предназначенная для помола и смешивания сырьевых компонентов. МЕШАЛКА ЛОПАСТНАЯ — машина для перемешивания керамического шликера, состоящая из горизонтально погружаемого в бассейн или бак металлического стержня с лопастями. В отличие от пропеллерной мешалки имеет большой диаметр лопастей и малую скорость вращения во избежании захвата воздуха. МЕШАЛКА ПРОПЕЛЛЕРНАЯ — машина для перемешивания керамического шликера, состоящая из погружаемого в бассейн или бак вала с пропеллером, приводимого в движение электромотором. "МИХАЛЫЧ"— большая кухля (сосуд для кваса, сбитня, пива, меда в форме бочонка, положенного на бок, с ручкой, носиком и горлышком) с носиком и ручкой. МИСА, МИСКА, МИСОЧКА — чаша, чашка - посуда, в которой подают на стол щи, похлебку; чаша к самовару, кумка, поддон под миску, на стол. МИСНИК — поставец, судница, полки или шкаф для посуды. МОЗАИКА — излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла - смальты, натуральных камней, керамики. Кусочки смальты, керамики и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма. Мозаика - это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов. Само слово в переводе с латинского "musium" означает "посвященная музам". Первые мозаичные изображения, дошедшие до наших дней, относятся к эпохе античности. Однако сегодня она переживает второе рождение. Все чаще можно увидеть панно и картины в самых различных по назначению помещениях: бассейнах, выставочных залах, холлах оттелей, кафе, магазинах, на вернадах. МОКРЫЙ ПОМОЛ — помол, проводимый в воде. МОЛОЧНЫЙ ОБЖИГ — это древний способ придать гончарному изделию красивый декоративный вид и сделать ее водонепроницаемой. Осуществляется он очень просто. После первого утельного обжига керамики ее опускают в молоко, а затем нагревают до 350 градусов. МОНОКОТТУРА — технология одинарного обжига. Руководствуясь ей, нужно спрессовать глиняную смесь, высушить ее, после чего сразу же нанести глазурь и только после этого приступить к обжигу. Монокоттура – современная технология, она имеет значительные преимущества перед бикоттурой. А именно, двойной обжиг делает плитку пористой, вследствие чего она получается не очень прочной. Монокоттура намного прочнее, она имеет более высокую плотность и, следовательно, вес. Она специально задумывалась в качестве высокопрочного покрытия для пола, в то время как бикоттура на полу не очень хороша. Но и для стен монокоттура тоже, разумеется, подходит. МОРИДЗАРА — тарелка для раскладывания ингредиентов для блюда набэмоно. Используется также для подачи сасими и вареных блюд. МОРОЗОСТОЙКОСТЬ — способность керамического материала пропитанного водой выдерживать попеременные циклы замораживания и оттаивания без разрушения и изменения внешнего вида. МОРЯНКА — корчага для древесных углей. МРАМОРИЗАЦИЯ — способ декорирования керамики, заключающийся в свободном растекании по поверхности декорируемого изделия цветных ангобов. Применялся на Руси в Х-XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз. Гончар берет изделие в обе руки и, медленно поворачивая, наклоняет его то в одну сторону, то в другую. Иногда изделие слегка встряхивают, переплетаясь и сливаясь, потеки ангобов образуют сложный рисунок, чём-то напоминающий текстуру мрамора, отсюда и название этого способа декорирования. МУЗЕЙ ГАРДИНЕРА (англ. Gardiner Museum) — музей в Канаде, посвящённый исключительно искусству керамики. Расположен в Квинс-Парке (Парке королевы) к югу от Блур-Стрит в Торонто напротив Королевского музея Онтарио. Ближайшая станция метро - «Музей». Музей основали в 1984 г. известный канадский предприниматель и филантроп Джордж Р. Гардинер (en:George R. Gardiner) и его жена Хелен Гардинер (en:Helen Gardiner). Музей получил в прессе оценку как «шкатулка с керамическими драгоценностями». После капитального переоборудования, которое обошлось в 20 млн. канадских долларов, музей был вновь открыт в августе 2006 года и получил Премию Паг (en:Pug Award) как лучший образец коммерческой архитектуры 2006 года. Постоянная коллекция по состоянию на начало 2000 г. включала более 2900 экспонатов, в том числе изделия доколумбовой Америки, итальянского Возрождения, английской керамики делфтского типа, китайского, японского и европейского фарфора, а также галерею современного искусства. Кроме того, ежегодно в музее проводятся выставки. Музей состоит членом таких объединений, как Канадская музейная ассоциация (en:Canadian Museums Association), Информационная сеть Канадского наследия (en:Canadian Heritage Information Network). МУЛЛИТ — двойной оксид алюминия и кремния. Образуется при обжиге глинистых материалов при температуре выше 1200oC. Благодаря своей огнеупорности и высокой термостойкости, а также тому, что кристаллизуется в виде игл, упрочняющих керамический материал, значительно улучшает его свойства, прежде всего фарфора. МУРАВА — древнерусское название глазури, преимущественно зеленого цвета. МУРАВЛЕНИЕ — состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою. МУФЕЛЬ — тип печи, рабочее пространство которой отделено от нагревателей (горелок) огнеупорной стенкой. МУХАККАК — почерк, один из "шести стилей" классической арабской каллиграфии. МУШКА — дефект обжига, заключающийся в образовании рыжего или черного пятна на поверхности изделия из-за попадания в массу железосодержащей примеси. МЯГКИЙ ФАРФОР — представляет собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает.
|
+ 7 960 504-30-13 © 2010 — 2014 Гуляй & Золотарёвы |