Керамика: Словарь по керамике

Галерея  «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Словарь по керамике

Словарь по керамике


A Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У [Ф] Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


ФАРФОР — вид керамики белого цвета с плотным раковистым изломом, полупрозрачный в тонких слоях. Отличается твердостью и термостойкостью, почти нулевым водопоглощением.

ФАРФОР БИСКВИТНЫЙ — матовый, без глазури. Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два. При производстве фарфора сначала производят обжиг, который называют утильным, а затем следует обжиг при глазуровании. Бисквитный фарфор также обжигается дважды, но второй раз без глазури. В настоящее время технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига.

ФАРФОР КОСТЯНОЙ — разновидность мягкого фарфора, содержащего в качестве флюса золу костей животных, богатую кальцием. Фарфор костяной – мягкий фарфор, непременной составной частью которого является зола костей крупного рогатого скота, состоящая главным образом из фосфата кальция. В настоящее время ее иногда заменяют природными фосфатами кальция. Изготовленные из костяного фарфора изделия характеризуются высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью. Специалисты считают, что костяной фарфор начал производить И. Спод в 1759 г. в окрестности г. Сток-он-Трет (Англия). В нашей стране изделия из костяного фарфора высокого качества выпускает фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.

ФАРФОР МЕДИЧИ — в 1575 году герцог тосканский Франческо I ди Медичи устраивает мануфактуру мягкого фарфора в Боболи. Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая.

ФАРФОР МЯГКИЙ — содержит относительно большое количество полевых шпатов и других плавней в исходном сырье. В отличие от твердого фарфора имеет невысокую температуру обжига (1200 - 1300oC).

ФАРФОР ТВЕРДЫЙ — вид фарфора, в составе сырья для производства которого преобладают глинистые вещества. Отличается высокой температурой обжига (1320 - 1450oC), хорошими механическими свойствами.

ФАРФОР ФРИТТОВАННЫЙ — хорошо просвечиваемый мягкий фарфор, производимый во Франции с 1738 г. Он содержит 30...50% каолина, 25...35% кварца, 25...35% богатой щелочью стекольной фритты. Фритты – композиционные добавки к фарфоровой массе, обеспечивающие образование стекловидной фазы, а следовательно, и обусловливающие просвечиваемость фарфора. В состав фритт входят: песок, сода, селитра, гипс, поваренная соль и измельченное свинцовое стекло.

ФАЯНС — вид керамики, для изготовления которой используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки. В отличие от фарфора имеет непрозрачную пористую основу и мелкопористый белый излом. Термин первоначально применялся для средневековой керамики Фаэнцы в Северной Италии, ранней майолики. В археологической литературе он означает материал из смеси песка и глины, обжигаемый до температуры, при которой поверхность начинает плавиться, приобретая голубоватый или зеленоватый оттенок (более важной статьей торговли во 2-м тысячелетии до н. э., известны примеры имитации. Из фаянса изготавливали главным образом бусы, печати, статуэтки и тому подобные небольшие предметы. Применяются также термины (фритта) и (паста).

ФАЯНС ИЗВЕСТКОВЫЙ — вид фаянса, содержащего в качестве исходных компонентов, кроме пластичных материалов и кварца, мел или доломит. Отличается невысокой температурой и узким интервалом обжига.

ФАЯНС МЯГКИЙ — содержит относительно большое количество плавней, вводимых в массу вместе с глинистым веществом.

ФАЯНС ПОЛЕВОШПАТНЫЙ — вид фаянса, содержащий кроме глинистых и кварца определенное количество полевых шпатов.

ФАЯНС ТВЕРДЫЙ — фаянс с высокой температурой обжига и хорошими механическими характеристиками.

ФЕРЬЕР — стиль керамики в Лангедоке, получивший название от мегалитической камерной гробницы в департаменте Эро (Франция). Посуда украшена нарезным орнаментом в виде шевронов и горизонтальных линий. Ранняя разновидность принадлежит к неолитическому периоду, более поздняя является одновременной керамике медного века Фонбуисс. Керамика фаянсевая встречается в пещерах, поселениях, коридорных гробницах и могильниках (по обряду кремации).

ФИАЛА — керамический сосуд в виде круглой бутыли с зауженным горлом, используемый для возлияний богам. Алхимики использовали ее в качестве аппарата для дистилляции.

ФИГУРНАЯ РОСПИСЬ — во всех упомянутых центрах уже со времени начала XVI века существовали комбинации украшающей борт тарелки гротесковой орнаментики с фигурное росписью на зеркале. С полным основанием рассматривают этот период как художествен­ную кульминацию итальянской майолики, но, как известно, роспись была и технически совершенной, нередко даже исполняясь в несколько слоев, каждый светлого тона. Во второй четверти XVI века, в период «прекрас­ного стиля», переключаются на писание фи­гурных сцен с изображением мифологических или исторических сюжетов и картин нравов. Располагаясь без оглядки на тектоническое членение по всей лицевой поверхности тарел­ки, эти сцены полностью вытесняют орнамент. Наиболее выделяются произведения, создан­ные в мастерских Кастель Дуранте и Урбино, причем для развития этого стиля росписи мно­го сделал один из самых замечательных майоличистов Никола Пеллипарио, действовавший в Кастель Дуранте. Работал он и на мастерскую своего сына Гвидо Дурантино (прозываемого ди Кастель Дуранте), того, кто позднее открыл заведение в Урбино, где обзавелся прозвищем Фонтана. На живописцев знаменитой «урбинской эры» Никола оказал особенное влияние, и притом как на тех, кто работал в мастерской Фонтаны (Франческо Ксанто Авелли, Орацио Фонтана), так и на действовавших вне ее (Франческо Дурантино). Отличаясь необык­новенной красотой красок, строгим рисункам и чуткой стилизацией, урбинский стиль в трид­цатых годах был освоен в Венеции, Пезаро, Губбио, не говоря о Фаэнце, где жил один из лучших фигурных живописцев Бальдассаре Маняра.

ФИЛЬТР-ПРЕСС — машина для обезвоживания керамического шликера путем его фильтрования под давлением через фильтровочную ткань.

ФИШТ — кирпич (узбекский).

ФЛЮС ПЛАВЕНЬ — вещество, состав, имеющие низкую температуру плавления. Входит в состав глазури, керамических красок.

ФЛЯГА, ФЛЯЖКА — бутылка, скляница, баклажка; часто плоский, дорожный сосуд, для питья.

ФЛЯНДРОВКА — эта техника декоративной отделки применяется гончарами наиболее широко. Необыкновенная живописность отделки достигается очень простыми и остроумными приемами. Фляндровкой можно декорировать как высокую посуду (вазы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд и тарелок. Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба.

ФЛЮСНЫЕ АНГОБЫ — применяют для перекрытия глазурованных и неглазурованных глиняных и шамотных изделий. Флюсный ангоб, нанесенный на изделие распылением, после обжига образует матовую шероховатую однотонную поверхность, полностью закрывающую черепок. Флюсными ангобами декорируют архитектурную керамику.

ФОТОКЕРАМИКА — фотография, воспроизведенная на изделии, часто в медальоне – круглом, овальном или ином обрамлении.

ФРАНЦУЗКИЙ МЯГКИЙ ФАРФОР — состоит из невполне расплавленной, стекловидной, мелкозернистой массы, с свинцовой, хрусталевидной, кремнистой глазурью. Легкоплавкая глазурь, делающая его по наружному виду похожим на китайский фарфор, допускает густое письмо и гораздо более нежные тона, чем твердый фарфор. В состав английского мягкого фарфора (костяной фарфор) входит жженая кость, фосфорнокислые соли, каолин и т. д. Он занимает место между каменной массой и твердым фарфором, походит на белый алебастр и чрезвычайно прозрачен. Для живописи он представляет те же преимущества, как французский и немецкий, но особенно благоприятен для позолоты и украшения драгоценными камнями.

ФРЕСКА — ("fresco" - свежий) - техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками - энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

ФРИТТА, ФРИТТОВАНИЕ — сплавленные вместе до состояния стекла компоненты глазури. Расплав гранулируют резким охлаждением в воде. Фритта - мелкие стеклянные окатыши, которые являются основой для приготовления глазури.

ФРИТОВАННЫЕ ГЛАЗУРИ получают сплавлением смеси сырьевых материалов при температуре 1300-1450°С. Главное назначение фриттования - сплавление растворимых в воде компонентов фритты и перевод их в нерастворимое состояние. Следует иметь в виду, что температура плавления у фриттованных глазурей на 100-150 °С ниже по сравнению с сырой глазурью аналогичного состава, так как необходимые химические процессы образования силикатов и других соединений у фриттованных глазурей происходят уже во время их плавления. При приготовлении сырых глазурей, в отличие от фриттованных, шихтовую смесь загружают непосредственно в шаровую мельницу мокрого помола и после достижения необходимой тонины помола (остаток на сите №0063 К 0,1-0,2%) сливают в емкости-мешалки для хранения.

ФУЗА — смесь отходов глазури разного цвета.

ФУТЕРОВКА — теплозащита печи, изготовленная из огнеупорного материала с низкой теплопроводностью.