Словарь «РЕВЪГОЛЬДЪ»: офеньско-русский и русско-офеньский словарь; — материалы ...

Галерея «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Словарь «РЕВЪГОЛЬДЪ По Руси - днём с фонарём

ГРАМОТА РУССКАЯ (СЛОВЕНСКАЯ, ОФЕНЬСКАЯ)



Содержание


  • Глава 1. Особенности русской грамоты
  • Глава 2. Преобразование русской грамоты
  • Глава 3. Онёры в русской грамоте
  • Глава 4. Своеобразие русской фени
  • Глава 5. К истокам грамоты
  • Глава 6. Важное в жизни словен
  • Глава 7. К истокам российской державности
  • Глава 8. Старины (былины, сказки) - ложь...
  • Глава 9. ГОРОДА И ВЕСИ «ТРЕУГОЛЬНИКА СЪЛОВЕНЪ»
  • Глава 10. Мера и пределы, как нечто таковое
  • Глава 11. КИЙ – КАКОВ ОН ЕСТЬ, ПО-РУССКИ (С ОНЁРАМИ)
  • Глава 12. В КИТАЙ – ТУДА И ОБРАТНО, БЕЗ РАЗНИЦЫ
  • Глава 13. ПО РУСИ – ДНЁМ С ФОНАРЁМ
  • Глава 14. Каянская земля или ковъдоръ (корела, олонецъ, солонець)


    Глава №13

    ПО РУСИ – ДНЁМ С ФОНАРЁМ


    Присмотримся к сцепке слов-понятий или наречений:

    НЕСТОРИАНЕ – АРМЯНЕ – КУРДЫ – ТУРКИ (ТЮРКИ, ТАРЪТАРЫ).

    А и в чём же сходство и в чём различие между оными?!

    Например, в энциклопедии "Брокгауз и Ефрон":

    «НЕСТОРИАНЕ
    — христианская секта, ведущая свое происхождение от Нестория (см.). Большая часть его последователей сосредоточилась в восточной части антиохийского патриархата, но поднятое здесь против них эдесским епископом Равулой жестокое гонение заставило их переселиться в Персию, где они были охотно приняты, как потерпевшие от враждебной Византии. В 499 г., на соборе в Селевкии, секта получила правильное устройство, и одному из епископов присвоено верховное управление, с титулом патриарха-католикоса всего Востока. Из Персии несторианство распространилось в среднюю Азию, Индию и Китай. Когда в VII в. персидское царство было покорено исламом, НЕСТОРИАНЕ сохранили свое положение покровительствуемой религии; только при Тамерлане они подверглись истребительному гонению, от которого уцелели лишь небольшие остатки секты, скрывшиеся в курдских горах, около которых они и доныне живут, в Персии (Урмия) и Турции, в числе около 200.000 душ. Южнее, в Месопотамии, в окрестностях Мосула и Багдада, живут около 50.000 НЕСТОРИАН, принявших в XVII в. унию с Римом и образующих особый восточно-католический патриархат ХАЛДЕЙСКОГО обряда (и они же ОФЕНИ-ПОПОВЦЫ, разумеется, по чисто русскому определению???!!!). Большинство НЕСТОРИАН, не принявшее унии (и, они же ФАРИСЕИ ↔ ФИЛИСЕИ???!!! А и также определяя по-русски, прим. Золотарёвых), имеет другого патриарха, живущего около города Джуламерга в Курдистане. Небольшое число несторианских семейств в Китае почти совсем ассимилировалось с туземным населением. В Индии (на Малабарском берегу) НЕСТОРИАНЕ, называемые "христианами св. Фомы", в настоящее время соединились с живущими там же иаковитами (см.), что свидетельствует о полной утрате религиозного сознания, так как эти секты произошли из диаметрально противоположных заблуждений. В первые века своего существования секта имела на СИРСКОМ и других восточных языках свою литературу, от которой сохранилось очень немногое. Теперь несторианство лишено внутренней жизни и развития, отличаясь только ритуально-бытовыми особенностями, в которых остатки вселенской церковной древности осложнились позднейшими, частью чуждыми христианству наслоениями. НЕСТОРИАНЕ, не принявшие унии, имеют только три таинства: крещение, евхаристию и священство».

    И в качестве примечания:

    «САРТАК (? — ок. 1256) — третий правитель Улуса Джучи (ок. 1255/1256), старший сын Бату, а, стало быть, наследник внука Чингизхана; и, согласно записям многих современников, в частности Папы Иннокентия IV, САРТАК исповедовал христианство (по-видимому, НЕСТОРИАНСТВО)».

    САРЪТАКЪ ↔ СОЛЪТЫКЪ = ЗОЛОТАРЬ = САРЪДАРЬ = САРЪДАРЪ (старший сын БАТУ ↔ БАТЫГА = БАТЬКА = БАТЯ = БАТУСЪ = ВАТАМЪМАНЪ и внук ЧИНГИСХАНА ↔ ЧИНЬГА = стая перелётных птиц, см. Фасмер, т.4, с.364, а также т.3, с.564, сл. Сартак) – крестный брат Александра Ярославича Невского (он же Нвърюй).

    По-офеньски, ЧИНЬГА – "стража; дозор; передовой отряд разведки, ударный отряд; гвардия, телохранители, опричники".

    Само же определение ЧИНЬГА сопряжено с понятием «ЧУНЪ (= БОГЪ)», ср. ЧУНЯ = "богомолец".

    Иначе говоря, ЧИНЬГА – "те, кто окружают Бога"; а, ЧИНГИС – "тот, кто возглавляет окружение Бога".

    Между наречением «ЧИНЪГИ-СЪ» и призыв-обращением «ГОСЪПОДИНЪ-СЪ» – можно поставить знак равенства?!

    Сравните также:

    - А и он же Стародубский князь Иван Всеволодович Каша (с 1238 по 1247)???!!!

    "ПРЕСВИТЕР ИОАНН", он же "ЦАРЬ-ПОП ИВАН" и напр. «Сказка о тридесяти трех летнем сидне Иване-крестьянском сыне, и как сделался он чрез разум свой и хитрость Великим Царем (…Тогда Иван-крестьянский сын, сделавшись царем Китайским, стал жить со своею супругою царевной Лаотою весьма любовно и мирно и кончил век свой чрез долгие леты счастливо)» – легендарный правитель могущественного христианского государства в Средней Азии (окрест СИНЬ-МОРЯ, Аральского). А и он же зачинатель «моголо-тарътаръсъкаго ига»?!

    И, князь Александр Ярославич Невский (НЕВРЮЙ) с помощью Сартака (он же ТАРЪТАРИНЪ = вдомник = влазень = зять, принятый в дом к родителям жены ↔ и, хуже вдомника = тарътарина лишь незваный гость) – сокрушил своего брата Андрея Ярославича (он же …, см. Словарь древнерусского языка(XI-XIV вв.). М., 1988, т.1, с.518, сл. "въдатися").

    Примечательно, князь Андрей Ярославич (СОУСЬДАСЪКОЙ) — предок суздальских (затем нижегородских) великих князей; из числа коих Александр Васильевич в 1328—1331 и Дмитрий Константинович Суздальский в 1359—1362 годах были Великими князьями Владимирскими. С XV века князья суздальско-нижегородские носили династическое наречение (фамилию) – Шуйские; из оных был Московский царь Василий Иванович Шуйской (1606—1610); и, в 1660 году «иеромонах Дионисий Шуйский (родственник царя Василия Шуйского)» возглавил скит Смольяны (оплот офений-поповцев) в Нижегородском Заволжье.

    А, ведь:

    "РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДОМ
    — ныне благополучно царствующий в России, занял Российский престол в силу состоявшегося 21 февраля 1613 г. избрания земским собором на царство Михаила Федоровича Романова, дед которого, Никита Романович… женат был на княжне Евдокии Александровне Горбатой-Шуйской (22-ое колено от Рюрика). Через бабку царя Михаила Федоровича род Романовых связан был, таким образом, с домом Рюриковым, так как род князей Горбатых-Шуйских ведет своё начало от сына св. Александра Невского, Андрея Суздальского (…)", см. "Брокгауз и Ефрон, ст. Российский Императорский Дом" и "Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)". М., т.1, с.518, сл. въдатися.

    И принимая во внимание, что СУСЬДАЛА = СУСЬДАЛЫ – это и есть ОФЕНИ, см. Я.П. Гарелин. Суздала, офени или ходебщики. Вестник Имп. Русск. Географ. Общ., 1855 г., ч. XIX, кн. 2, отд. II, то же "Владимир. Губ. Ведомости", 1857 г., №№ 39 и 40.

    И, род князей ШУЙСКИХ не пресекался, да и не пресёкся, см. энциклопедический словарь Славянский мир (I – XVI века). М., 2001, с.762.

    Смотрим и думаем, думаем, думаем:

    - и "царство Михаила Федоровича Романова" в немалой степени преуспело по причине того, что "…дед которого, Никита Романович… женат был на княжне Евдокии Александровне Горбатой-Шуйской (22-ое колено от Рюрика)"?!

    Нельзя сбрасывать со счетов и то, что КНЯЗЬЯ ШУЙСКИЕ и КНЯЗЬЯ СТАРОДУБСКИЕ – представители одного РОДА-ПЛЕМЕНИ (две группы племянников рода РЮРИКОВА по отношению друг к другу).

    Собственно говоря (смотрим и думаем, думаем, думаем):

    - а и, в общем, есть ещё над чем подумать.

    Хоть, – КНЯЗЬЯ РОМОДАНОВСКИЕ и КНЯЗЬЯ ШУЙСКИХ, – и, есть КНЯЗЬЯ РОУСЬСЪКі (или СТАРОДУБСКИЕ)…

    Но, – по родословию (от РЮРИКА), – КНЯЗЬЯ РОМОДАНОВСКИЕ (СОРОСЫ ↔ ОФЕНИ ↔ по мужской линии) стояли выше КНЯЗЕЙ ШУЙСКИХ (они же КУЛЬМАСЫ ↔ АФЕНИ ↔ по женской линии), а уж тем паче выше полукровок РОМАНОВЫХ (достославных отпрысков мужа честного КОБЫЛЫ АНДРЕЯ ИВАНОВИЧА из Прус ↔ из числа КНЯЗЕЙ ИЖЕСЛАВСКИХ).

    А, стало быть, если КНЯЗЬЯ РОМОДАНОВСКИЕ – это есть потомки КНЯЗЯ РЮРИКА, по мужской линии: и, соответственно – СЪЛОВНИ.

    То, КНЯЗЬЯ ШУЙСКИЕ – это потомки КНЯЗЯ РЮРИКА, по женской линии: и, соответственно – СЪЛАВЯНИ.

    Да, вот, новоиспеченные (от 1613 года) РОМАНОВЫ, дык (по меркам СОРОСОВЪ ↔ СЪЛОВНЪ ↔ ОФЕНИЙ): – "нашему забору двоюродный плетень".

    И, не случайно "царь Алексей Михайлович запретил князьям Ромодановским писаться родовым прозвищем Стародубские, заявив, что так им называть себя "не пристойно" (см. Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими. СПб., 1886, с.51).

    А и случайно ли Петр I из "СПб." на "Москву" в своих письмах к Ромодановскому Фёдору Юрьевичу обыкновенно начертал: "Min Her Kenig! Письмо Ваше государское..." и в конце: "Вашего Величества нижайший подданный Piter", см. "Брокгауз и Ефрон, ст. Ромодановский Фёдор Юрьевич".

    Иль у кремлёвских супостатов "на Москве" и на Неве "из СПб." – свои причуды?! – Для историка не объяснимы и не ведомы!?

    «Все на свете страшится времени, время – страшится историков».

    «ВЫДЕЛЕНИЕ КНЯЖЕСТВА МОСКОВСКОГО
    Первым (достоверным! ↔ задокументированным!) московским князем стал четвёртый сын Всеволода Большое Гнездо — Владимир (и он же наряду с братом своим, – Иваном Всеволодовичем Каша, – один из родоначальников двух ветвей единой династии князей СТАРОДУБСКИХ; и…), который на несколько месяцев сел в Москве в 1213 году (захватив город у своего старшего брата, Владимирского князя Юрия). В 1247—1248 Москвой владел Михаил Ярославич Хоробрит (этот факт упомянут не во всех летописях и считается спорным). После его смерти княжество, став выморочным, вновь вошло в состав Владимирского.

    По завещанию Александра Невского княжество было выделено в удел его младшему сыну — Даниилу Александровичу, за потомками которого оно и закрепилось».

    «АНДРЕЙ ЯРОСЛАВИЧ
    — третий сын великого князя Ярослава Всеволодовича, князь суздальский, с 1250—1252 г. великий князь владимирский, † в 1264 г. В 1247 г., по смерти отца, Андрей с братом Александром (Невским) поехал в Волжскую Орду, а оттуда в Монголию, к великому хану. Из этого трудного путешествия Андрей возвратился спустя два года с ярлыком на великое княжение владимирское, хотя не был старшим братом. В 1250 г. Андрей женился на дочери Даниила Галицкого и завязал с ним сношения. Во Владимире Андрей прокняжил недолго. В 1262 г. Александр съездил на Дон к Сартаку, сыну Батыя, управлявшему тогда Ордой, с жалобой на Андрея, что тот не по старшинству получил великокняжеский стол и не сполна платил хану выход. Вследствие этой жалобы Александр получил ярлык на великое княжение, а против Андрея были двинуты татарские полчища под начальством Неврюя (а и он же НЕВСКИЙ, прим. Золотарёвых). Узнав о татарском нашествии, Андрей воскликнул: "Доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!". Татары настигли его под Переяславлем, разбили и заставили искать спасения в Новгороде, откуда он удалился в Швецию. В 1256 г. Андрей возвратился в отечество и с любовью был принят Александром, который помирил его с ханом и дал в удел Городец и Нижний, а потом Суздаль. Сохранилось известие, что Андрей по смерти Александра (в 1263) опять добивался великого княжения, но хан оказал предпочтение следующему брату, Ярославу (род.1230 – скон.1271)», см. "Брокгауз и Ефрон".

    И, не секрет, что: "…в силу состоявшегося 21 февраля 1613 г. избрания земским собором на царство Михаила Федоровича Романова, дед которого, Никита Романович… женат был на княжне Евдокии Александровне Горбатой-Шуйской (22-ое колено от Рюрика). Через бабку царя Михаила Федоровича род Романовых связан был, таким образом, с домом Рюриковым, так как род князей Горбатых-Шуйских ведет своё начало от сына св. Александра Невского, Андрея Суздальского (……)".

    - Секрет для нас лишь в том, каким образом "…род князей Горбатых-Шуйских ведет своё начало от сына св. Александра Невского, Андрея Суздальского(???)" – и, если третий сын святого, а именно Андрей – был князем Городецким (!!!).

    Для историков не тайна, что Городецкий князь Андрей Александрович не имел наследников, ни внуков. Молодые сыновья его: Борис, Михаил и Юрий – скончались ещё при жизни отца своего.

    У русскоязычной мамы Клио истории – как "изустные"; так и "отверстые" через "анналы".

    Сроки жизни Городецкого князя Андрея Александровича: ок. 1255 – 27 июля 1304.

    И, согласно завещанию св. князя Невского, третий сын его: Андрей Александрович – с 1264 года получил Городец (выделенный из состава княжества Суздальского).

    Городец, по сию пору – на левом берегу Волги, в 53 км выше Нижнего Новгорода (в Нижегородском Заволжье).

    Судя по названию, а конкретно – ГОРОДЕЦ (градец, градок, городок, крепостца) – это не был особо значимый рубеж на Волжском торговом пути. Наименование ГОРОДЕЦ сопоставимо с понятием СЕЛЬЦО, в смысле – усадьба должностного лица (однодворца, болярина, болдосара, праха волжского из Пургасовой Руси ↔ Пурхъ?!), окружаемая избами крестьян и при наличии одной-единственной часовни либо маленькой церквушки.

    ГОРОДЕЦ, как – КРЕПОСТЦА – это, надо полагать, изначально есть малый контрольно-пропускной пункт на долгом торговом пути по Волге: от Каспия в сторону «океана Мрака (Северного Ледовитого)»; и, минуя русло реки Унжа (к северу от Городца), а затем на реку Юг (через погост Николы, и, главнейший перекрёсток торговых путей) и далее на русло реки Северная Двина.

    Согласно летописям, речь о «Городецком княжестве (в пределах Пургасовой Руси?!)» ведётся лишь в соответствии со сроками правления князя Андрея Александровича. Дык, есть князь – есть и княжество. Поминают люди князя, так и про княжество вспомянут.

    Современникам своим Городецкий князь Андрей Александрович запомнился не в самых светлых красках.

    Летописец сообщает нам, что Городецкий (из Пургасовой Руси?!) князь с татарвою «много пакости учиниша християном и много градов избиша, Володимерь, Суждаль, Муром, Юрьев, Переславль, Коломну, Москву, Можайск, Волок, Дмитров, Углечо поле, а всех градов взяша 14 и всю землю пусту створиша. А князь велики Дмитрий Александрович беже в Псков. Татарове же поимавше прежреченные грады и восхотеша ити на Тферь. ... И не поидоша к Тфери, но шедше Волок взяша. Дюдень же възвратися с Волока много зла створив христьянам... А князь Андрей Александровичь поиде в Новъгород Великии ("...Новгородъ великии и Новгородъ Нижнии, об половин... ↔ ныне Нижний Новгород?!)" и седе на столе в неделю сырную».

    Городецкий князь Андрей Александрович дважды: 1281—1283 и 1294—1304, самовольно занимал Великокняжеский стол во Владимире-на-Клязьме.

    И до самой своей смерти Городецкий князь Андрей Александрович пытался подчинить себе своего младшего брата Даниила Александровича, княжившего на Москве. Пытался подмять под себя и племянника своего – князя Ивана Дмитриевича, из Переяславль-Залесского. Целенаправленно стремился покорить и главного на Руси своего соперника – Михаила Ярославича, князя Тверского.

    Перечисляем и думаем, думаем, думаем:

    Тверь (на Верхней Волге) – Переяславль-Залесский – Москва – Владимир – Нижний-Новгород ("...Новгородъ великии и Новгородъ Нижнии, об половин...") – Городец (на Средней Волге).

    А, стало быть, охватывая всё ЗАЛЕСЬЕ: 1) как по Волге (от Твери до Нижнего-Новгорода); 2) так и по руслу реки Ока с её притоками (а и также от самой Твери и до самого Нижнего-Новгорода) – и, с Великокняжеским столом во Владимире-на-Клязьме!!!

    Не будем забывать о том, что в период, с 1294 по 1304, Великим князем Владимирским значился Городецкий князь Андрей Александрович.

    Не секрет для всех и то, что в период восседания Городецкого князя Андрея Александровича на Великокняжеском престоле во Владимире, – в 1299 году, – митрополит Максим оставил город Киев-на-Днепре и перебазировался во Владимир-на-Клязьме.

    С 1240 года град Киев-на-Днепре окончательно и бесповоротно перестал иметь какое бы то ни было значение для русских князей – а иначе бы зачем его палить (ведь, не жгли «моголо-тарътары» Смоленск и Нижний-Новгород)?!

    К нам, в Россию, что ни «гость» – ну, дай же Смоленск запалить. А «моголо-тарътары» – они не такие.

    А, в общем, с 1299 года "град Киев-на-Днепре", в глазах всё тех же самых русских князей, перестал играть какое бы то ни было значение – и, как центр "духовного" притяжения.

    Иначе говоря, с 1240 по 1299 – «Южная (степная) Русь ↔ общеславянское княжество Само (???!!!)» перестаёт быть значима иль значимо для русских князей: как в хозяйственном, так и в церковном (духовном, идеологическом) плане.

    Под словами «Южная Русь (афеньское Само?! ↔ и, наименование Киевская Русь имеет место быть лишь среди строк аннальных пособий от своевременного руководства)» и «Северная Русь (офеньское Сома ↔ Мосъкъва ↔ Ботуса!?)», мы понимаем:

    1) ЮЖНАЯ РУСЬ (владения АЖНОКОВ, АВЛЕХОВ або АФЕНИЙ ↔ СКОЛОТОВ или СКИФОВ = СЪКУФЬ, разумеется, по фени или по-офеньски = по-словенски = по-русски) – земли к югу от русла реки Ока, которая несёт свои воды с запада на восток;

    ЮЖНАЯ РУСЬ, она же согласно литературным памятникам той поры – НИЗОВСКАЯ ЗЕМЛЯ; и, разумеется, принимая во внимание, что в оных пределах все реки: Днестр, Днепр, Дон и Волга, Яик (Урал) – несут свои воды с СЕВЕРА на ЮГ;

    ЮЖНАЯ РУСЬ, она же СТЕПНАЯ РУСЬ;

    2) СЕВЕРНАЯ РУСЬ (владения ОФЕНИЙ, и, по фени ботающих = болтающих по-офеньски) – земли к северу от русла реки Ока.

    В нашем понимании, СЕВЕРНАЯ РУСЬ, – в пределах ЕВРАЗИЙСКОГО КВАДРАТА (со сторонами: от Уральских гор до гор Карпатских и от Белого моря до моря Чёрного), – это есть земли к северу от русла рек: Западная Двина, Ока (Сувокъ, по-офеньски) и Кама.

    И, если ЮЖНАЯ РУСЬ (земли к ЮГУ от русла рек: Западная Двина, Ока и Кама) – владения русскоязычных АФЕНИЙ або АЖНОКОВ (как именуют оных ОФЕНИ = окающие уроженцы Русского Севера, см. В.И. Даль, Рукописные словари).

    То, СЕВЕРНАЯ РУСЬ (земли к СЕВЕРУ от русла рек: Западная Двина, Ока и Кама) – владения ОФЕНИЙ (ботавших по фени, а, стало быть, носителей окающего северновеликорусского наречия; и, на основе коего, со временем, был наработан современный русский литературный язык).

    Итак, СЕВЕРНАЯ РУСЬ или РУСЬ ОФЕНЬСКАЯ – это территория: от Уральских гор до Балтики (с ВОСХОДА к УПАДУ) и от Белого моря (ПОЛУНОЧНОЙ СТОРОНЫ) до русла рек: Западная Двина, Ока и Кама (на ПОЛУДЕННОЙ СТОРОНЕ).

    И, надо понимать, что ОФЕНИ – в пределах СЕВЕРНОЙ РУСИ – смогли создать ДИНУЮ ДРЪЖАВУ; и, название коей – РОСЪСіЯ.

    А, вот, СЪКУФЬ = АФЕНИ или АЖНОКИ – обитатели степных просторов ЮЖНОЙ РУСИ: от «СИНЬ-МОРЯ (АРАЛЬСКОГО или КИТАЙСКОГО)» до Карпат (как по эту, так по ту сторону) – так и не смогли сохранить ДИНУЮ ДРЪЖАВУ (↔ Само?!). Рассыпавшуюся под ударами: как с Запада, так и с Востока – а, то есть, в результате «крестовых походов» и «моголо-тарътаръсъкаго нашествия», одновременно.

    Надо сознавать и то, что РУСЬ ОФЕНЬСКАЯ (СЕВЕРНАЯ), – по руслу реки Онега, – делилась на две части:

    1) СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ – земли к ЗАПАДУ от русла реки ОНЕГА (территории окрест Новгорода-на-Волхове и Плескова, ныне Псков);

    2) СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ – земли к ВОСТОКУ от русла реки ОНЕГА, включительно: Вага и Вятка ↔ или Великія Руссіи, солидарно; а также Залесье или Блыя Руссіи, купно.

    И, собственно говоря, Великія Руссіи и Блыя Руссіи в своём неразрывном единстве – это Замосковный Край (прообраз Россіи) или оно же Московия, от офеньского МАСЫГИ = "МЫ: НАШИ, СВОИ", да и оно же МОКЪСЛЬ (ЁКЪСЕЛЬ = КЪСЛЬ ↔ ИГО МОГОЛО-ТАРЪТАРЪСЪКОЕ!?).

    В языке ОФЕНИЙ: как для «СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ РУСИ», так и для «СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ» – были, есть и будут оставаться, свойские именования (по фени: со всеми онёрами).

    По-офеньски (по фени = по-русски; и, разумеется, со всеми онёрами):

    1) СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ – она же КОВЪДОРЪ либо КОРЛА = КОРЕЛЫ = (ср. КОРЯЖМА = – на левом берегу реки Вычегда, в 635 км от Архангельска и в 12 км к востоку от города Сольвычегодск, он же СОЛЪДОРЪ; а, стало быть, в пределах единой СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ);

    2) СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ – она же ВАГА = (ср. = ВЯТКА); см. В.Н. Татищев: «Вага, город Двинской провинции на реке Ваге, от города Архангельскаго 630, от Вологды 163 версты»; а, Вятка (или Хлынов) – ныне город Киров на реке Вятка;

    3) ВОСТОЧНАЯ РУСЬ – она же ВЯТКА = ;

    4) ЗАПАДНАЯ РУСЬ – она же ТВЕРЬ = (по оба берега реки Западная Двина);

    «ЗАПАДНАЯ ДВИНА (по-нем. Duna, ср. Дунай, Донъ, а также Северная Двина) — река Балтийского бассейна, впадающая в южную часть Рижского залива. Западная Двина берет начало из небольшого озера Двина или Двинца… среди болот и лесов Осташковского уезда Тверской губернии, верстах в 13 от истоков Волги», см. "Брокгауз и Ефрон".

    И, если исконно офеньское наименование ВАГА (+) сопряжено с понятием = ва = «вы (двое)».

    То, а и не менее офеньское наименование ВЯТКА (+) восходит к понятию – = ве = [фе] = «мы (оба)».

    ВОСТОЧНАЯ РУСЬ (ВЯТКА) и СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ (ВАГА), бок-о-бок (друг с другом солидарно) – есть СОЛЪДОРЪ либо СОЛЪДОГЪДА, по-офеньски. А и оно же ВЕЛИКіЯ РОССіИ (разумеется, включая и Залесье).

    А, например, БЫЯ РОССіИ – это ЗАЛЕСЬЕ (); и, где ОФЕНИ (окающие уроженцы Русского Севера) и АФЕНИ (акающие уроженцы Русского Юга) жили-были также солидарно друг с другом (ср. город Судогда ↔ Солъдогъда, во Владимирской области; да и Солъдога на Волге, в Ивановской области возле города Кинешма).

    Сопоставляем, смотрим, думаем (над сцепкою исконно офеньских социально-географических наименований):

    КОВЪДОРЪ – СОЛЪДОРЪ – ОБЪДОРЪ – СОРЪДОРЪ.

    Глава №14

    КАЯНСКАЯ ЗЕМЛЯ ИЛИ КОВЪДОРЪ (КОРЕЛА, ОЛОНЕЦЪ, СОЛОНЕЦЬ)