Словарь «РЕВЪГОЛЬДЪ»: офеньско-русский и русско-офеньский словарь; — материалы ...

Галерея «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Словарь «РЕВЪГОЛЬДЪ Кий - каков он есть, по-русски (с онёрами)

ГРАМОТА РУССКАЯ (СЛОВЕНСКАЯ, ОФЕНЬСКАЯ)



Содержание


  • Глава 1. Особенности русской грамоты
  • Глава 2. Преобразование русской грамоты
  • Глава 3. Онёры в русской грамоте
  • Глава 4. Своеобразие русской фени
  • Глава 5. К истокам грамоты
  • Глава 6. Важное в жизни словен
  • Глава 7. К истокам российской державности
  • Глава 8. Старины (былины, сказки) - ложь...
  • Глава 9. ГОРОДА И ВЕСИ «ТРЕУГОЛЬНИКА СЪЛОВЕНЪ»
  • Глава 10. Мера и пределы, как нечто таковое
  • Глава 11. КИЙ – КАКОВ ОН ЕСТЬ, ПО-РУССКИ (С ОНЁРАМИ)
  • Глава 12. В китай - туда и обратно, без разницы
  • Глава 13. По Руси - днём с фонарём
  • Глава 14. Каянская земля или ковъдоръ (корела, олонецъ, солонець)


    Глава №11

    КИЙ – КАКОВ ОН ЕСТЬ, ПО-РУССКИ (С ОНЁРАМИ)


    По-офеньски (по-словенски, по-русски):

    –«целенаправленность», напр. «другъ къ другу»; а также «къряду» (одно за другим, подряд, сряду) или вопросительная форма «къ+тъ (къто?)», и, с последующим ответом на этот вопрос, мол: «рыба+къ».

    На офеньский вопрос «къ+тъ+… (къто? который?)» можно услышать в ответ офеньское «ко+то+ръ (котюра, кутыра)» либо «матерой (матёрый)».

    По-офеньски, МАТЕРОЙ (МАТЁРЫЙ, МАТЪРАЙ) – 1) супруг; 2) глава семейства; ср. МАТЕРЬ (супруга, слава семейства).

    Сопоставляем, смотрим, думаем:

    - и, право, здесь есть над чем подумать; и, вспоминая про ДЖУРДЖЕНИЙ = СЫНОВЕЙ ДАЖЬДЬ-БОГА ↔ они же ЧЖУЛИЧЖЭНЬ (в Китае), а и они же ЧЖУРЧЖЕНИ (или САМУРАИ, на Японских островах).

    В понимании словен, КОУТЫРА (КУТЫРА) – КОЗАКЪ (ХОЗЯ, КАСЪ, КАША, КАСЕЙ ↔ МОНАХ-ВОИТЕЛЬ), см. В.И. Даль, Рукописные словари.

    На Русском Севере до сей поры можно слышать (собственное мнение):

    "Я тебе не КАЗАК. Я сам КОЗАК".

    И что означает:

    «Я тебе не батрак (АФЕНЯ, УШЪКУЙ). Я сам себе хозяин (ХОЗЯ, ОФЕНЯ, ОШЪКУЙ)».

    Сопоставляя друг с другом формы индоевропейских слов:

    ГЮРЪГИЙ
    ДЖУРДЖЕНИ
    «ЧЖУ+Р+ЧЖЕНИ»
    «ЧЖУ+ЛИ+ЧЖЭНЬ»

    «ДЕЛАТ+Е+ЛЬ»
    «ДЕЛАТ+А+РЬ»

    - мы наблюдаем факт взаимозаменяемости книжных форм «Р ( = мы)» и «Л ( = люди)».

    Сравните также:

    «ПИСАТ+Е+ЛЬ»
    «ПИСА+…+РЬ»
    «ПИСА+…+КА»

    «РЫБА+КЪ»
    «РЫБА+РЬ»

    «КУЛО+ВЕ+КЪ (ЧОЛОВЕКЪ, ЧЕЛОВЕКЪ)»
    «КУЛО+ТА+РЬ (КУЗЪЛОТАРЬ, ЗОЛОТАРЬ)»

    «ХАЗА+РЪ (ХАЗАРИНЪ)»
    «КОЗА+КЪ»

    В составе исконно офеньского (словенского, русского) слова «КОЗАК (++)», мы можем видеть:

    1) = – «целенаправленность», напр. «другъ къ другу»; а также «къряду» (одно за другим, подряд, сряду) или вопросительная форма «къ+тъ (къто? который? каков?)», и, с последующим ответом на этот вопрос, мол: «ко+за+къ», «ко+льве+къ», см. Срезневский, т.1, ч.2, ст.1260 – 1261;

    ср. также КУЛОВЕКЪ ↔ КУЗЪЛОТАРЬ (ЗЪДАРЬ, СУДАРЬ, ГОСУДАРЬ) ↔ КОСЪМА (КУЗЬМА), см. В.И. Даль, Рукописные словари;

    небезынтересно для нас будет и сравнение: (Сущий, имеющий место быт; правда, умозрительно) ↔ = КЪЧОНЪ = КЧОНЪ (къто? который? каков?) ↔ ЧУНЪ (Богъ ↔ чуемый, воочию), см. В.И. Даль, Рукописные словари;

    сопоставляем, смотрим, думаем: (КЪЧОНЪ) ↔ (КЪСАНЬ), в смысле – «который имеет место быть, воочию (здесь и сейчас)»;

    КЪЧОНЪ (къто? который? каков?) ↔ КОЗАКЪ (ХОЗЯ, ХОЗЯИНЪ), ср. НИКЪЧОНЪ (никчемный, никудышный);

    2) ↔ «КО-СЪ» – как форма призыв-обращения к нкъто.

    Между формами:

    ↔ «КО-СЪ» = «ГОСПОДИН-С (ЧЕГО-С ИЗВОЛИТЕ-С)» = «ГОЙ ЕСИ…»

    - можно смело ставить знак равенства.

    Собственно говоря, КОЗАКЪ (або КАЗАКЪ) – это есть термины (титулы, прозвания), используемые в ходе общения по переписке между уведомителем (писарем) и уведомляемым (читарем, читателями); и, в качестве упоминания о нкъто, мол (дескать, де): = "князь который…"

    И, принимая во внимание, что КОЗАКЪ (из КОСОВО либо СОМА, БОТУСА = гърадъ МОСЪКОВЪ = сътолица МОСЪКЪВА) – это ХОЗЯ (ХОЗЯИНЪ, ОФЕНЯ, ОШЪКУЙ, ЗОЛОТАРЬ, КОСЪМА, БОГАТЫРЬ, БОТУСЪ)

    А, вот, КАЗАКЪ (из города КАЗАНЬ либо из КАСИМОВА) – есть БАТЪРАКЪ (АФЕНЯ, УШЪКУЙ, САЛЪТЫКЪ, САЛЪМАНЪ, КУЗЬМА, КАСЫМЪ).

    ВСЕ – ПОД ОДНИМ БОГОМ; НО, У КАЖДОГО – МЕСТО СВОЁ.

    Смотрим и думаем, думаем, думаем:

    И, если = «КО-СЪ» = «КОСЪ (КАСЪ)» – это призыв-обращение к русскоязычному собеседнику, напр. «КОСЪ (ГОСЪПОДЬ БОГЪ)» и «КАСЪ, КАСЕЙ (попъ)»; ср. также «КАСЕЙВШИНА (поповщица, поповщина; община офений-поповцев)»; но, «БЕЗКАСОВЩИНА (беспоповщина, община офений-беспоповцев)» и «СЪКСЪ (САТАНА)».

    А, стало быть, КОСЪ = ГОСЪПОДЬ БОГЪ = СЪПАСЪ = САБУСЪ (БАШЪ) = САТАНАИИЛЪ (БЕЛОБОГЪ); но, САТАНА = СЪКСЪ (ЧЕРНОБОГЪ).

    Иными словами или изображая несколько иначе:

    В языке офений (словен, русских) буквосочетание сопряжено с понятием СОХА – "скопище (сообщество)"; и, например:

    1) «СЪКО+ЛОТЫ» – "скопление людей (скопление людских масс)";

    2) «СЪКЪ+ЛО+ВНИ» – "скопление двух групп людей (объединяемых друг с другом единой точкой зрения: одним, общим мировоззрением) ";

    3) «РУС+СЪКі» – "те (разумеется, люди), кто, не только имеют одну, общую друг с другом точку зрения; но, и способны отстаивать своё мировоззрение (будь-то ПРАВОСЛАВИЕ або идеи КОММУНИЗМА)".

    СОХА = "скопище (сообщество)" – вплоть до 1678 года, определённое количество посадских дворов, облагаемых государством единой, общей податью.

    В 1678—1679 годах «СОХА» была заменена «ДВОРОВЫМ ЧИСЛОМ».

    «СОХА» либо «ДВОРОВОЕ ЧИСЛО», собственно говоря – это есть СЛОБОДА (СВОБОДА), оно же ПОСАД.

    И, если СОХА – это "сообщество (↔ СЪКОЛОТЫ, СЪКУФЬ)" или "скопление дворов (↔ СЪКИТЪ, СЪКИТЫ)"; и, когда всё население СОХИ занято сельским хозяйством (землепашеством, огородничеством, стойловым животноводством); а, ремесло, как таковое, стоит на втором месте (т.е. всяк КРЕСТЬЯНИН – сам и жнец, сам и швец, сам и на дуде игрец).

    Средневековая СОХА в России, на самом деле – КОЛЛЕКТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО (оно же КОЛХОЗ в эпоху СОЦИАЛИЗМА либо СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ), занятое производством ТОВАРА ПИЩЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ (хлеба и мяса и т.д. и т.п.).

    А, вот, РЫМЪ в России – есть "сообщество" или "скопление дворов"; и, когда всё население РЫМА (оно же население = РОМОДА = АРЪБУИ = САРЪТЫ = СОРАБЫ = соработники = СОРОСЫ = СУРАЖИЕ = САРЪЗАНЫ = САРЪТАКИ = сотрудники = ТРУДНИКИ) занято, главным образом, ремеслом; а, сельское хозяйство, огородничество, садоводство и стойловое животноводство отступают на второе место.

    Согласно мнению русскоязычных офений, "сообщество" или "скопление дворов"; и, когда всё население занято РЕМЕСЛОМ или ПРОМЫСЛОМ, то, такому КОЛЛЕКТИВНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ, по фени, название – ПРЪТЪ (или ЗАВОДЪ, ЗАВАНЪДЪ, ЗАВАНДРА, ЗАВАНДЫРЪ, ДОРЪ, ДОРИСЪ).

    По-офеньски (и, по крайней мере, в пределах современной Ивановской области):

    СОХА – деревня (и, как минимум, пять крестьянских дворов), напр. селения: Сахътышъ, Сокатово и Сокерново, Сокерино, Сокериха;

    надо понимать, что названия: Сокерново, Сокерино и Сокериха сопряжены с понятием КУРЁХА (КУРЕПНЯ, КУЛЕПНЯ) – "деревня"; ср. КЕРЖАКИ (КРЪЖАКИ, ХРЪЖАКИ) – "население (крестьяне, христиане) деревни; и, где есть православный храм".

    Сокерново, Сокатово и Сахтыш, в буквальном смысле – как минимум, две деревни, купно (вместе, совместно, бок-о-бок либо через дорогу, або через речку, по оба берега оной).

    "(Селения) называются деревнями, если четыре-пять изб вместе. Так всюду. Редко поселение в десяток или в несколько десятков изб, тогда его называют селом" – см. Записки Станислава Немоевского (ок. 1560 – 1620). Иностранцы о древней Москве: Москва XV - XVII веков, с.215 – 216.

    В понимании офений:

    СОХА () – деревня (пять крестьянских дворов);

    СОМА () – две деревни как одно целое (десять крестьянских дворов); напр. село Сима (в Юрьев-Польском районе Владимирской области, известное с 14-го века);

    СЕЛО () – более двух деревень; напр. "Село ср. обстроенное и заселенное крестьянами место, в коем есть церковь; иногда (новг.) село состоит из многих, раскинутых деревенек, приписанных к одному приходу…", см. В.И. Даль, т.4, с.172, сл. селить.

    Не будем забывать о том, что, по-офеньски:

    СОХА – деревня;

    СОМА – село;

    РЫМЪ – посад;

    ПЕРТЪ – завод (мануфактура, фабрика);

    МУДЫШКИНЪ ЗАВОДЪ (ШАРАШКА, ШАРАШКИНА КОНТОРА, ШАРАШКИН ПЕРТЪ, ШУРЪТЛЬ, АРЪТЛЬ, АРЪТОУЛЪ) – предприятие, где одни МАСЫГИ (МУЖИКИ) ↔ ФЕРЪТЫ, САРЪТЫ = ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЛЮДЪ;

    ДУНЬКИНА ФАБРИКА (МАЛАШКИН ПЕРТЪ) – предприятие, где одни МАЛАШКИ (МИЛАШКИ либо, просто – ПРОШМАНДОВКИ).

    Итак, по фени, СЕЛО () – "место обитания словен (людей народа русского православного вероисповедания); и, разделяемое на две части: тракътомъ = торъной дорогою – на две половины = стороны; либо рекою – на два пола = берега (и, на всяком берегу обитают ПЪРАХИ, а и оно же ПУРГАСОВА РУСЬ)".

    Надо понимать, левобережная ПУРГАСОВА РУСЬ и правобережная ПУРГАСОВА РУСЬ, купно ( = КУЯВА) либо солидарно (СОЛЪДОГЪДА) – это есть РОСЪСИЯ ↔ = "МЫ".

    И, если в СЛ (на рк по оба брга: Новгородъ великии и Новгородъ Нижнии, об половин) имеет место быть всего один лишь только ХЪРАМЪ; то, такое СЕЛО (СЕЛЕНИЕ = поселение по оба берега реки) – есть ВИТАЛИЩЕ.

    "Селение, вообще, заселенное место, где люди поселились; церк. жилье, жилище, жительство, виталище" – см. В.И. Даль, т.4, с.172, сл. селить.

    Церковное ВИТАЛИЩЕ (ОБИТАЛИЩЕ, ОБИТЕЛЬ, ОБЪЛАСЪТЬ, СЪТАНЪ ↔ Стародубо-Ряполовский станъ ↔ Доръковская десятина) – он же, по-обыденному, есть ВИКЪ, ВСЬ, ВЛЬ.

    На Евразийском пространстве (между океанами: от Атлантики до Тихого и от Ледовитого до Индийского):

    1) ВИКЪ (Vic, Vik, Wyk, Week, Wiek, Wieck ↔ ) – посёлок, город, коммуна, муниципалитет, область;

    в местах исторического проживания офений, ВИКЪ () – город ВИЧУГА (один из промышленных центров Ивановской области);

    город Вичуга был образован в 1925 году путём объединения трёх десятков населённых пунктов (19 рабочих посёлков, 5 промзон, 5 деревень и одного старинного офеньского села, оно же ныне – Старая Вичуга);

    2) ВЕСЬ ↔ «+» – и, где: в = ве = [фе] = "мы (оба)"; сь = "вот, глядь", напр. СЛО ВСЬКОНЬСЪКО (на реке Молога, ср. Молома в Кировской обл.) ныне город Весьегонск Тверской области;

    не будем забыть, что тезоименитые реки: МОЛОГА (левый приток Волги, в Тверской и Ярославской областях) и МОЛОМА (правый приток Вятки, и берёт начало возле города Никольск в Вологодской области «в так называемом КАЙ-ВОЛОКЕ», см. Брокгауз и Ефрон, ст. Малома/Молома) – это звенья одного водного пути между Балтикой и Алтаем (от прибалтийской Колывани = = [ревиль] = ныне Таллинн ↔ ТАИЦЫ = ТАЛИЦЫ = ТАЛЪКА = ТОЛОКА = место схода двух ватаг словен: офений + афений и в сторону сибирской/новосибирской Колывани либо в сторону алтайской Горной Колывани; и, минуя ряд залесских и уральских Колываний (о коих мы будем говорить особо, см. Фасмер, т.2, с.299, ст. Колыван ↔ он же Колыванъ Колывановичь – святой покровитель русскоязычного торгового люда, а, то бишь, офений и афений);

    собственно говоря, офеньская (словенская, русская) КОЛЫВАНЬ – это очередной узел (пристанище, пункт, фактория) на долгом торговом пути между странами Дальнего Запада (на Британских островах в Атлантике) и странами Дальнего Востока (на Японских островах океана Тихого), разумеется: как туда, так и обратно ↔ по рекам Великой России (в любую сторону, без разницы);

    3) ВИЛЬ ↔ «+» – где: в = ве = [фе] = "мы (оба)"; ль – форма письма, используемая в качестве уведомления, свидетельства о принадлежности чего-либо кому-либо, напр. «ИНОЧИМЪЛЬ (принадлежащее отчиму)» либо «ГЪРАДЪ ЯРОСЪЛАВЪЛЬ (город, принадлежащий князю Ярославу)».

    По-офеньски:

    ВИКЪ ( либо ) – "место обитания, как минимум, двух групп (людей народа русского православного вероисповедания: офений и афений)", ср. «ВИТАЛИЩЕ (место жительства; жилище, обитель; воцерковление) = СВЯТИЛИЩЕ = МОЛИЩЕ = КОЛОМИЩЕ» ↔ «ВИТАЛИЙ (воцерковленный, насельник, жизненный; тот, кто ведёт святой образ жизни)», ср. ВАГА () = Русский Север и ВЯТКА () = Русский Восток; и, о чему необходимо посвятить отдельное исследование;

    «…+ВЕКЪ ()» ↔ ЧЛОВКЪ – "тот, кто (НКЪТО, НМЬСЫ) воцерковлен: с момента крещения и по момент окончания своего жизненного пути";

    ЧЛОВКЪ (↔ ВОЦЕРКОВЛЕННЫЙ) – "тот, кто имеет место быть в пределах ЦРЬКЪВИ".

    Собственно говоря или по фени ботая (со всеми онёрами):

    ЧХЪ (ЧЬКЪ) ↔ ЧЬЛКЪ ↔ ЧЬЛОВКЪ ↔ ЧЛОВКЪ ↔ ЧОЛОВКЪ

    - это есть слова-показатели степени воцерковления НКЪТО иль НМЬСЫ.

    По-офеньски, ЧОЛОВКЪ – "тот, кому свойственна СВЯТОСТЬ".

    ЧОЛОВКЪ – есть "ЧЕЛОВЕКОБОГ (СУСЪСЪЛОВО, см. Брокгауз и Ефрон, ст. Сусслов Иван Тимофеевич)".

    И не будем забывать о том, что в сцепке офеньских слов-понятий:

    ВИКЪ – ВЕСЬ – ВИЛЬ – СЕЛО – СОЛЪДОГЪДА (КОЛЫВАНЬ = ИВАНЬ-ХОХЪЛОМА = ныне ГОРОДЪ ИВАНОВО) – КЪРОМЪ – РЫМЪ – СОХА (ЧУХЪЛОМА) – ШОХЪНА – ШУХОМОШЪ – САХЪТЫШЪ

    - между оными социально-географическими (народными) терминами можно смело поставить знак равенства.

    Здесь и сейчас мы не будем анализировать, рассматривать каждое слово со всеми онёрами – иначе мы увязнем в рассуждениях, а и мысль свою мы уведём в заоблачную сторону.

    Здесь и сейчас, отметим для самих себя…

    СОЛЪДОГЪДА (ср. ВОЛЪДОГЪДА ↔ ВОЛЪГА ↔ ВОЛОГА ↔ ВОЛОКЪ ↔ УЛЬНЫЙ ВИДЪ, по-офеньски ↔ КАЙ-ВОЛОКЪ ↔ МОЛОМА ↔ МОЛОГА ↔ СЫСОЛА ↔ СОСЬВА ↔ ШОХЪНА и т.д. и т.п.) – одно из очередных водных звеньев на долгом торговом пути между странами Дальнего Запада и странами Дальнего Востока по внутренним рекам РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (как туда, так и обратно; в любую сторону, без разницы).

    Между исконно русскими (словенскими, офеньскими) социально-географическими (народными) терминами:

    СОЛЪДОГЪДА (ВОЛЪДОГЪДА) = КОЛЫВАНЬ (ИВАНЬ-ГОРОДЪ ↔ ИВАНЬ-ХОХЪЛОМА ↔ БОГЪДАНЬ-ХОХЪЛОМА)

    - знак равенства вполне уместен.

    Правда, сходство и различие между: СОЛЪДОГЪДА ↔ КОЛЫВАНЬ, заключается в том, что…

    Исторически, многочисленные КОЛЫВАНИ (↔ КОЛЫВАНЬ ↔ ХЪЛЫНОВЪ, а, в том числе, ИВАНЬ-ХОХЪЛОМА = ныне областное ИВАНОВО и БОГЪДАНЬ-ХОХЪЛОМА = ныне КОХМА, город-спутник областного ИВАНОВО ↔ ИВАНЬ-ГОРОДЪ ↔ КОЛА; см. Фасмер, т.2, с.299, сл. Колыванъ) расположены по оси: ЗАПАД ↔ ВОСТОК; туда и обратно, без разницы.

    Исторически, многочисленные СОЛЪДОГЪДЫ (СОЛОВКИ, СОЛОМЪБАЛА и СОЛЪДАЯ, а, в том числе, и ВОЛЪДОГЪДА) расположены по оси: СЕВЕР ↔ ЮГ; туда и обратно, без разницы.

    Итак, в пределах ЕВРАЗИЙСКОГО КВАДРАТА (от гор Уральских до Карпатских гор и от моря Белого до Чёрного и Каспийского морей) имели место быть СОЛЪДОГЪДЫ або КОЛЫВАНИ (те и другие, эти и те; как очередные пункты, погосты, пристанища на долгих торговых путях по внутренним водам ВЕЛИКОЙ РОССИИ, освоенных ОФЕНЯМИ = окающими уроженцами Русского Севера и АФЕНЯМИ = акающими уроженцами Русского Юга):

    1) по оси СЕВЕР ↔ ЮГ размещались СОЛЪДОГЪДЫ (иль ВОЛЪДОГЪДЫ);

    но, правда, с некой протяжённостью: ЗАПАД → ВОСТОК; ведь, ДОЛГИ ПЛЕСА ЧЕВЫЛЕЦКИЕ = ВЕРХНЯЯ ВОЛГА (УЛЬНЫЙ ВИДЪ, ВОЛЬНЫЙ ПУТЬ), – от устья реки МОЛОГА и до устья реки УНЖА; и далее по КАЙ-ВОЛОКУ на реку МОЛОМА, – несёт свои воды по землям СЪЛОВНЪ навстречу СОЛЪНЬЦУ;

    2) по оси ЗАПАД ↔ ВОСТОК размещались КОЛЫВАНИ.

    И, к началу становления «МОГОЛО-ТАРЪТАРЪСЪКАГО ИГА» торговые пути-дороги по внутренним водам ВЛИКОЙ (ОФНЬСЪКО-АФНЬСЪКОЙ) РОСЬСИИ: как с СЕВЕРА на ЮГ, так и с ЗАПАДА на ВОСТОК – пересекались, перекрещивались возле погоста НИКОЛЫ (изначально два села: Старо-Никольское и Ново-Никольское; а ныне это единый город Никольск на реке Юг, приток реки Сухона, в пределах современной Вологодской области).

    В общем, вплоть до начала «МОГОЛО-ТАРЪТАРЪСЪКАГО (ОВНЬСЪКО-АВНЬСЪКАГО) ИГА» незабываемый ПОГОСЪТЪ НИКОЛЫ или РЫМЪ НИКОЛЫ (купно, Старо-Никольский погост и Ново-Никольский погост) – это был наиглавнейший перекрёсток торговых путей-дорог по внутренним водам тогдашней РУССКОЯЗЫЧНОЙ ДЕРЖАВЫ (в пределах ЕВРАЗИЙСКОГО КВАДРАТА: как от Аральского моря и гор Уральских, а и до Карпатских гор и моря Балтийского – т.е. с ВОСТОКА на ЗАПАД ↔ с ВОСХОДА СОЛНЦА к УПАДУ; так и от моря Белого до Чёрного и Каспийского морей – стало быть, от СЕВЕРА на ЮГ).

    Разумеется, учитывая тот факт, что вплоть до 1221 года, – русскоязычные БОЛЪДОСАРЫ (они же БОУЛЪГАРЫ, ВОЛЪГАРИ ↔ ПУРЪГАСЫ, ПЪРАХИ; и, о коих мы ещё будем говорить), – владели участком СРЕДНЕЙ ВОЛГИ (от "...Новгородъ великии и Новгородъ Нижнии, об половин..." ↔ ВЛИКі БОУЛЪГАРЫ и до города СИНЬБИРЬ = СИМЪБИРЬСЪКЪ, а и включая земли по оба берега реки Кама).

    При идеальных условиях (задолго до начала пресловутого «МОГОЛО-ТАРЪТАРЪСЪКАГО ИГА»), наикратчайший торговый путь между странами ДАЛЬНЕГО ЗАПАДА (островами Туманного Альбиона на Атлантике) и странами ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (за пределами Золотого Алтая) по внутренним водам грядущей ВЕЛИКОЙ РОССИИ пролегал, последовательно:

    1) БРИТАНСКИЕ ОСТРОВА на Атлантическом океане (а также Бретань, на континенте), условно говоря – как исходная точка долгого торгового пути по внутренним водам Евразии (ВЕЛИКОЙ РОССИИ): от УПАДА навстречь СОЛНЦУ;

    2) СЕВЕРНОЕ МОРЕ;

    3) БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ и ВЕНДСКИЙ (ныне Рижский) ЗАЛИВ;

    4) ЗАПАДНАЯ ДВИНА – "река Балтийского бассейна, впадающая в южную часть Рижского залива. Западная Двина берет начало из небольшого озера Двина или Двинца… среди болот и лесов Осташковского уезда Тверской губернии, верстах в 13 от истоков Волги (см. Брокгауз и Ефрон, ст. Западная Двина)";

    5) от истоков реки ВОЛГА, – по "ДОЛГИМ ПЛЕСАМ ЧЕВЫЛЕЦКИМ", – к устью реки КАМА;

    6) по реке КАМА к устью реки ЧУСОВАЯ (левый приток реки Кама, на западном склоне Уральского хребта; а, Чусовая берет начало на восточном склоне Уральского хребта);

    7) пересекая по руслу реки ЧУСОВАЯ, так называемый – ПОЯС ЗЕМЛИ (Уральский хребет); затем, от истока реки ЧУСОВАЯ выходили по «волоку» к истоку ИСЕТЬ (вливающаяся слева в ТОБОЛ);

    8) по реке ТОБОЛ выходили на реку ИРТЫШ (бассейн ОБИ);

    9) ИРТЫШ – берёт начало в пределах Китая, на юго-западном склоне Южного Алтая (а далее, – по КИТАЙСКОЙ СТЕНЕ, – до Тихого океана).

    При идеальных условиях (и, также задолго до «МОГОЛО-ТАРЪТАРЪСЪКАГО ИГА»), наикратчайший торговый путь между побережьем Белого моря океана Мрака (Северного Ледовитого) и морями Чёрным и Каспийским по внутренним водам ВЕЛИКОЙ РОССИИ пролегал, соответственно:

    1) БРИТАНСКИЕ ОСТРОВА в Атлантическом океане;

    2) НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ, затем МОРЕ БАРЕНЦЕВО и МОРЕ БЕЛОЕ;

    3) русло реки СЕВЕРНАЯ ДВИНА, которая впадает в БЕЛОЕ МОРЕ ОКЕАНА МРАКА (СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО);

    4) по руслу реки СЕВЕРНАЯ ДВИНА торговые люди шли к устью реки ЮГ;

    5) по реке ЮГ доходили до погоста НИКОЛЫ (ныне город НИКОЛЬСК, Вологодской области);

    "Вообще (НИКОЛЬСКИЙ) уезд богат проточными водами, принадлежащими к двум бассейнам: Волги и Северной Двины; при этом волоки между верховьями притоков этих двух бассейнов невелики. Эти обстоятельства обусловливали здесь прежде значительное движение товаров…" – см. "Брокгауз и Ефрон (ст. Никольск, уездный город Вологодской губернии)";

    возле города НИКОЛЬСК (он же былой погост НИКОЛЫ) с незапамятных времён имела место быть разветвлённая система КАЙ-ВОЛОКОВ;

    надо понимать, что, на языке офений: как на Русском Севере (в земле ВАГА), так и на Русском Востоке (в земле ВЯТКА) названия водных потоков, – Ю, ЮГЪ, ЮГА, ЮГАНЪ, – в качестве уведомления о том, дескать, данное русло есть некая связующая нить между двумя торговыми путями по воде (напр. между Северною Двиною и Волгою, а также Вяткою и Камой);

    исконно русское название КАЙ-ВОЛОКЪ, как таковое, это есть свидетельство о том, что данный участок суши активно используется торговыми людьми для переброски товаров с одной реки на реку другую;

    6) от погоста НИКОЛЫ по одному из КАЙ-ВОЛОКОВ переходили от реки ЮГ на русло реки УНЖА (левый приток реки Волга);

    река УНЖА образуется при слиянии рек Кема и Лундонга, и, протекая по территории Костромской области, впадает в Унженский залив Горьковского водохранилища, напротив города Юрьевец (расположенного на правом волжском берегу, в Ивановской области);

    7) от города Юрьевец, ВОЛГА несёт свои воды в южном направлении, и… ВОЛГА впадает в КАСПИЙСКОЕ МОРЕ (это даже А.П. Чехову известно, см. «Учитель словесности»);

    итак, между БЕЛЫМ МОРЕМ и МОРЕМ КАСПИЙСКИМ имеет место быть всего один-единственный КАЙ(ЮГО-УНЖЕНСКИЙ) ВОЛОК;

    и, тот, кто владел системой КАЙ-ВОЛОКОВ окрест погоста НИКОЛЫ на реке ЮГ – стало быть, оный князь контролировал важнейший узел грузопотоков в пределах всего ЕВРАЗИЙСКОГО КВАДРАТА (от Аральского моря и гор Уральских до Карпатских гор и моря Балтийского; а также от Белого моря до моря Каспийского и Чёрного);

    правда, чтобы от погоста НИКОЛЫ (тогдашнего ЕВРАЗИЙСКОГО ПЕРЕКРЁСТКА ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ ПО ВОДЕ) попасть на Чёрное море, то, необходимо было от города ЮРЬЕВЕЦ идти вниз по Волге до погоста (КУРЬЯ ↔ КУРНЬ ↔ КУРЪМЫШЪ???!!!)… ныне город Камышин (на правом волжском берегу, в пределах современной Волгоградской области);

    по-офеньски, КУРЪМЫШЪ – ряд КРЯЖЕЙ (северорусских = офеньских срубов из брёвен, а не южнорусских = афеньских мазанок), по-над берегом реки, см. Э.М. Мурзаев. Словарь народных географических терминов, с.319;

    КУРЪМЫШЪ – ряд КРЯЖЕЙ (срубов), населяемых КЕРЖАКАМИ = КУЛУГУРАМИ = КУЛАКАМИ (они же офени-беспоповцы);

    русское "у чёрта (у съкеса) на кулижкахъ", буквально – «у офени-беспоповца";

    КУРНЬ (КОШЪ, СЪТАНЪ, ПОГОСЪТЪ, СЪТАНИЦА, САРАТОВЪ, САРАПУЛЪ, САРАЙ, РИГА, КУРЪКА, КУРЬЯ, ХАТА, КУТЪ, ХАЛУПА, ХАНА, ХАНЬКА) – КРЯЖИ (срубы), по кругу (вокруг ХЪРАМА);

    КУРЬЯ – КЪРЖЬ = КРЯЖ (сруб, как таковой); и, про русские «избушки (на курьих ножках)» мы ещё будем говорить;

    собственно говоря, КУРЬЯ (КУРЪКА, РИГА, РЫМЪ) – очередное ПОДВОРЬЕ, ДВОРЪ или ПОГОСЪТЪ, на долгом торговом пути ↔ по-над «долгими плесами чевылецкими»;

    "Петр I, предполагая провести канал из реки Камышинки (правый приток Волги) в Иловлю (левый приток Дона), заложил на правом берегу Камышинки крепостцу, названною Петровской (правда, на пепелище доисторического офеньского погосъта, прим. Золотарёвых). В 1710 г. жители левого берега переведены на правый и город назван Дмитриевским. В 1774 г. он был разграблен Пугачевым. В 1780 г. Дмитриевск переименован в Камышин и сделан уездным городом. В то время здесь еще была крепостца, окруженная рвами…", см. "Брокгауз и Ефрон, ст. Камышин";

    да и само название реки «КАМЫШИНКА (КУ+РЪ+МЫШИНКА)» соотносимо с названием реки КАМА;

    в свою очередь, названия двух русских рек: КАМА и ОКА – восходят в офеньскому понятию СУВОКЪ (вода), сравните: СУВОКЪ ↔ ШОХЪМА ↔ КАМА ↔ ОКА ↔ ЮГЪ и КАЙ-ВОЛОКЪ;

    не забывая и о том, что в языке офений книжная форма = къ, в буквальном смысле – «целенаправленность», напр. «другъ къ другу»; а также «къряду (одно за другим, подряд, сряду)» либо «пото+къ» и «ре+ка (р+)»;

    8) от поволжского ПОГОСТА (КУРЪМЫШЪ???!!!) по «очередному КАЙ-ВОЛОКУ», – от реки КАМЫШИНКА (правый приток Волги) к реке ИЛОВЛЯ (левый приток Дона), – перебирались, соответственно, на реку ДОН;

    "ИЛОВЛЯ (Илавля тож) — река Саратовской губернии и Области Войска Донского, левый приток Дона. Берет начало в северной части Камышинского уезда, на степной плоской возвышенности, отделяющей Волгу от Дона, приблизительно в 15 верстах от первой, где Иловля образуется из соединения нескольких речек, летом большей частью пересыхающих (они же КУРКА иль ВОЛОЖКА, по-офеньски, прим. Золотарёвых). С самого слияния Иловля направляет свой бег сначала почти параллельно Волге…" – см. "Брокгауз и Ефрон, ст. Иловля";
    ср. "КУРКА – общее название небольших, а также не имеющих особого названия речек. Часть реки, пересыхающая летом и превращающаяся в озеро с отмелями; узкий проток реки, текущий параллельно с ней (Архангельская область) [СРНГ, 1980, 16]. Следует связать со словом КУРЬЯ" – см. Э.М. Мурзаев. Словарь народных географических терминов, с.319;

    на Русском Севере, из двух рек, текущих параллельно друг другу: одна – ВОЛГА; другая – ВОЛОЖКА (либо СУВОДЬ, СУВОКЪ, СУГОДЬ);

    иначе говоря: если одна – ВОЛЪДОГЪДА; то, другая – СОЛЪДОГЪДА;

    в понимании офений (окающих уроженцев Русского Севера): ВОЛЪДОГЪДА = ВОЛЪГА = УЛЬНЫЙ ВИДЪ – основное русло реки (и, всегда судоходное); а, СОЛЪДОГЪДА (СУХОНА, ШОХЪНА, ШОХОНКА) – второстепенное речное русло;

    и, как правило, между двумя исконно русскими названиями: СОЛЪДОГЪДА и ВОЛОЖКА – офени ставят знак равенства;

    "ВОЛОЖКА – рукав Волги или Камы; проток, доступный для судов во время весеннего подъёма воды, но нередко пересыхающий летом. Пойма в Костромской обл. Из гидронима Волга, т.е. ВОЛОЖКА – « маленькая ВОЛГА». Воложка в Удмуртской АССР", см. Э.М. Мурзаев. Словарь народных географических терминов, с.127;

    русским названиям рек: ВОЛОЖКА (либо СОЛЪДОГЪДА) и ВОЛГА (ВОЛЪДОГЪДА), а также ЗАПАДНАЯ ДВИНА, СЕВЕРНАЯ ДВИНА и южный ДОНЪ – мы посвятим отдельное исследование;

    9) река ДОН впадает в АЗОВСКОЕ МОРЕ, затем следуют моря: ЧЁРНОЁ, СРЕДИЗЕМНОЕ и далее АТЛАНТИКА – и, мы вновь на островах ВЕЛИКОБРИТАНИИ (южные КЕЛЬТЫ и северные САКИ, купно).

    - И вот, примерно, таково «кругосветное путешествие по воде» окрест «ЕВРОПЫ»: ну, если два «волока (в пределах ВЕЛИКОЙ РОССИИ)» – всерьёз не воспринимать.

    Надо понимать, ПОГОСЪТЪ НИКОЛЫ или РЫМЪ НИКОЛЫ (купно, Старо-Никольский погост и Ново-Никольский погост; а ныне город Никольск на реке Юг, в Вологодской области), с незапамятных времён – наиважнейший перекрёсток торговых путей-дорог по внутренним водам РУССКОЯЗЫЧНОЙ ДЕРЖАВЫ (в пределах ЕВРАЗИЙСКОГО КВАДРАТА: как от Аральского моря и гор Уральских, а и до Карпатских гор и моря Балтийского; а, стало быть, с ВОСТОКА на ЗАПАД ↔ с ВОСХОДА СОЛНЦА к УПАДУ; так и от моря Белого до Чёрного и Каспийского морей – стало быть, от СЕВЕРА на ЮГ).

    История ВЕЛИКОЙ РОССИИ – это история борьбы между ОФЕНЯМИ (уроженцами Русского Севера) и АФЕНЯМИ (уроженцами Русского Юга) за контроль над торговыми путями: как с СЕВЕРА на ЮГ; так и с ВОСТОКА на ЗАПАД. И, разумеется: как туда, так и обратно (в любую сторону, без разницы).

    А и, в частности, между ОФЕНЯМИ и АФЕНЯМИ велась наижестокая борьба за окрестности – за земли окрест ПОГОСТА НИКОЛЫ НА РЕКЕ ЮГ. Известная в памяти людей народа русского как – ВЯТСКАЯ БАТАЛИЯ.

    Отголоском той ВЯТСКОЙ БАТАЛИИ остаётся до сей поры, так именуемый среди языковедов – «ЧУХЛОМСКОЙ АКАЮЩИЙ ОСТРОВ (ПОСРЕДЬ ОКЕАНА ОКАЮЩИХ), см. Русская диалектология, М., 1989, с.217.

    И мы не случайно ранее упоминали два офеньских термина: КОЛЫВАНЬ и СОЛЪДОГЪДА – и, рассматривая оные как некие узлы торговых связей на долгих и трудных путях экономических и политических отношений между ОФЕНЯМИ (уроженцами Русского Севера) и АФЕНЯМИ (уроженцами Русского Юга).

    Например, название КОЛЫВАНЬ – как некая цепочка (подобно оборонительным башням Великой Китайской Стены), наблюдается нами: от Балтики до Алтая; и, рассекая Залесье и пересекая Земной Пояс (Уральский хребет), см. Фасмер, т.2, с.299, сл. Колыван.

    Иначе говоря, к СЕВЕРУ от КОЛЫВАНЬСКОЙ ЦЕПИ (от Прибалтийской Колывани = ныне Таллин и до Горной Колывани на Алтае) – имели место земли, находящиеся под контролем ЛЕПОВЕН, ЧОЛДОНОВ или ОФЕНИЙ (окающих уроженцев Русского Севера).

    И, соответственно, к ЮГУ от ЦЕПОЧКИ КОЛЫВАНИЙ – имели место быть владения СКИФОВ, АЖНОКОВ, АВЛЕХОВ или АФЕНИЙ (акающих уроженцев Русского Юга).

    Не тайна, как ОФЕНИ, так и АФЕНИ – каждое племя (сообщество), стремилось к единоличному контролю над торговой (водной, по внутренним рекам России) трассой: от Балтии и до Алтая, а и далее до океана Тихого.

    Разумеется, АФЕНИ (или скопище СКИФСКИХ СЕМЕЙСТВ и ПЛЕМЁН) – могли бы, численно, задавить ОФЕНИЙ (ЧОЛДОНОВ, ЛЕПОВЕН). И, надо полагать, АФЕНИ побеждали ОФЕНИЙ неоднократно.

    Но, это было временным успехом. Как только на поле брани АФЕНИ покоряли ОФЕНИЙ, тут же, – среди самих ЮЖАН (АЖНОКОВ, АВЛЕХОВ, АФЕНИЙ) возникал вопрос, – где, по какой из рек прокладывать торговый путь с ЮГА на СЕВЕР: по Днестру, по Днепру, по Дону, по Волге, по реке Яик (ныне Урал) либо по реке Амударья (?!).

    И, сей вопрос: о путях-дорогах по внутренним рекам ВЕЛИКОЙ (КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ) РОССИИ, а конкретно, с ЮГА на СЕВЕР – неизменно приводил АЖНОКОВ (= АВЛЕХОВ = АФЕНИЙ или СКУФЬ, южных СКИФОВ) к раздраю, а то и к братоубийственной резне.

    В общем, очередной успех объединённых сил АФЕНИЙ (ЮЖНЫХ СКИФОВ) над ОФЕНЯМИ (СЕВЕРНЫМИ СКИФАМИ), – на поле брани, – приводил ЮЖАН (АФЕНИЙ) к очередной братоубийственной резне и, в конечном результате, к полному краху оных на торговом поприще.

    Нельзя забывать и о том, что ОФЕНИ (СЕВЕРНЫЕ СКИФЫ = ВЕНЕ) – исторически членимы были на два сообщества, а конкретно: 1) ЗАПАДНЫЕ СЛОВЕНИ; 2) ВОСТОЧНЫЕ СЛОВЕНИ.

    Сопоставляем, смотрим, думаем:

    Собственно говоря, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД-НА-ВОЛХОВЕ – в историческом плане или за истекшие века, одна из наивероятнейших (но, так и не ставших таковою) столиц объединённой державы ОФЕНИЙ (уроженцев Русского Севера) и АФЕНИЙ (уроженцев Русского Юга). И к этому вопросу мы ещё неоднократно будем возвращаться.

    Не секрет, в пределах ЕВРАЗИЙСКОГО КВАДРАТА (от Аральского моря и гор Уральских, а и до Карпатских гор и моря Балтийского), историческую перспективу некогда имели четыре наивероятнейшие ДЕРЖАВЫ ВЛИКИЯ (от В = ВЕ = [фе] = мы, оба), а именно или конкретно:

    1) ДЕРЖАВА ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН (они же ЛУЖИЦКИЕ СЕРБЫ = ЮЖНОПРИБАЛТИЙСКИЕ СОРАБЫ и БАЛКАНСКИЕ СЕРБЫ, взаимно) – к УПАДУ (на ЗАПАД) от КАРПАТКИХ ГОР и промеж БАЛТИКОЮ и БАЛКАНАМИ;

    БАЛКАНСКИЕ СЕРБЫ (↔ ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ) и ЮЖНОПРИБАЛТИЙСКИЕ СОРАБЫ (↔ ВЕЛИКАЯ ПОЛЬША) – так и не смогли создать ЕДИНУЮ ДЕРЖАВУ ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН;

    2) ДЕРЖАВА ВОСТОЧНЫХ СЛОВЕНО-СЛАВЯН (они же ЗАПАДНЫЕ СЛОВЕНИ = НОВГОРОДЦЫ и ПСКОВИЧИ, а также современные ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: БЕЛОРУСЦЫ и УКРАИНЦЫ; а и они же ЛИТВА или бывшие насельники былого ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО), соответственно – к ВОСТОКУ (НАВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ) от КАРПАТКИХ ГОР и промеж ФИНСКИМ ЗАЛИВОМ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА и ЧЁРНЫМ МОРЕМ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА;

    3) ДЕРЖАВА СЛОВЕН (ЛЮДЕЙ НАРОДА РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: ОФЕНИЙ = окающих уроженцев Русского Севера и АФЕНИЙ = акающих уроженцев Русского Юга, СОЛИДАРНО ↔ СОЛЪДОРЪ = СОЛЪДОГЪДА либо ВОЛЪДОГЪДА, ВОЛОДИМЕРИЯ) – от БЕЛОГО МОРЯ ОКЕАНА МРАКА (СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО) и до ЧЁРНОГО МОРЯ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА, а также до МОРЯ КАСПИЙСКОГО (и, через ПЕРСИЮ к ОКЕАНУ ИНДИЙСКОМУ);

    4) ДЕРЖАВА САСАНИДОВ (они же СУРЬЯВАНША = СОЛНЕЧНАЯ/ЗОЛОТАЯ ДИНАСТИЯ и ЧАНДРАВАНША = ЛУННАЯ/СЕРЕБРЯНАЯ ДИНАСТИЯ, совокупно ↔ СОМОВАНША = СУРЬЯЧАНДРАМАСА ↔ СУРЬЯМАСА = ИНДОВАНША) – от МОРЕЙ ОКЕАНА МРАКА (СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО) и по оба склона ПОЯСА ЗЕМЛИ (УРАЛЬСКОГО ХРЕБТА) до МОРЕЙ ЮЖНОГО (ИНДИЙСКОГО) ОКЕАНА;

    и, надо думать, ДЕРЖАВА САСАНИДОВ или ПАРФИЯ – это есть ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ (вбирая в себя УГРА = ЮЖНЫЕ СКЛОНЫ ЗЕМНОГО ПОЯСА и, разумеется, ЮГРА = ВОСТОЧНЫЕ СКЛОНЫ того же самого УРАЛЬСКОГО ХРЕБТА), оно же БЬЯРМЛАНД, согласно скандинавским сагам;

    Примечательно, в языке ОФЕНИЙ (ЧОЛДОНОВ, ЛЕПОВЕН = окающих уроженцев Русского Севера) по отношению к землям окрест КАМНЯ (либо ПУП ЗЕМЛИ, оно же ЗЕМНОЙ ПОЯС или УРАЛЬСКИЙ ХРЕБЕТ, али, просто-напросто, УРАЛ) могло использоваться наименование – СОРЪДОРЪ (СОРЪТОРЪ, СОРЪДОНЪ, СОРЪДЕНЪ).

    Сравните, по-офеньски: СОРЪДОРЪ – оно же КАМЕНЬ, ПУП ЗЕМЛИ, УРАЛ (УРАЛЬСКИЙ ХРЕБЕТ, ЗЕМНОЙ ПОЯС).

    Собственно говоря, ЗЕМНОЙ ПОЯС – это СОРЪДЕНЪ = СОРЪДОНЪ, по-офеньски.
    Сравните также СОРЪДЕНЬ (топонимическое Володимерь) = СОРЪДЕНЪ (имя собственное Володимеръ) = СОРЪДОНЪ (ЗОЛОТОЕ либо СОЛНЕЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ) ↔ ДОН, в смысле – 1) возвышенность (дюна, Дюнкерк); 2) река (вода), см. Э. М. Мурзаев, Словарь народных географических терминов, с.188.

    Сопоставляем, смотрим, думаем (по-офеньски):

    СОРЪДОРЪ – Горный Урал; ср. ТОРЪ (вершина) ↔ ТОРОСЪ (льдина, стояком, во время ледохода) ↔ ТОРЪСЪ (прямостоящая фигура) ↔ ДОРЪ (остров);

    СОРЪДОРЪ – "горная вершина, озаряемая лучами восходящего солнца";

    СОЛЪДОРЪ – Западный Урал ↔ склоны Западного Урала (УГЪРА);

    ОБЪДОРЪ – Восточный Урал ↔ склоны Восточного Урала (ЮГЪРА

    ОБОНЪ – Сибирь (земли окрест Горного Урала), см. В.И. Даль, Рукописные словари.

    Надо понимать, что СУРЬЯЧАНДРАМАСА, в буквальном смысле – "масса племён и народов, обитающих окрест СОРЪДОРЪ (озаряемой солнцем вершины), оно же ПУП ЗЕМЛИ: как СУРЬЯВАНША = СОЛНЕЧНЫЕ/ЗОЛОТЫЕ ↔ КНЯЗЬЯ ШИРИНСКИЕ-СОЛНЕЧНЫЕ ↔ КНЯЗЬЯ ОБОЛЕНСКИЕ-ЗОЛОТЫЕ, так и ЧАНДРАВАНША = ЛУННЫЕ/СЕРЕБРЯНЫЕ ↔ КНЯЗЬЯ ШИРИНСКИЕ-ЛУННЫЕ ↔ КНЯЗЬЯ ОБОЛЕНСКИЕ-СЕРЕБРЯНЫЕ.

    Иными словами, СУРЬЯЧАНДРАМАСА (масса племён и народов, обитающих окрест Соръдоръ) – они же СОМОВАНША: СУРЬЯВАНША и ЧАНДРАВАНША, смешавшись друг с другом в результате многочисленных брачных союзов.

    У подножия СОРЪДОРЪ (= ПУПЪ ЗЕМЛИ, ОСВЕЩАЕМЫЙ ЛУЧАМИ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА)… А вернее сказать, на участке ЗЕМЛИ, – между СОЛЪДОРЪ (южные склоны Горного Урала) и СИНЬ-МОРЕ (Аральское).

    Между топонимом (наименованием местности, места, горы) и гидронимом (наименованием моря), а также именем собственным:

    УРАЛЪ (СОРЪДОРЪ) ↔ АРАЛЬСКОЕ МОРЕ (и, СЫРДАРЬЯ!) ↔ СОРОСЪ

    - знак относительного равенства вполне уместен (ведь, в нашей юдоли всё относительно).

    Да и между исконно офеньскими словами-понятиями:

    СОРОСЪ – "человек прямостоящий (во весь свой рост; и, голова которого освещается лучами восходящего солнца)";

    САБАСЪ – "Я", см. В.И. Даль, Рукописные словари, 2007;

    СЪПАСЪ-ЗЪЛАТЫЯ ВЪЛАСЫ – оно же иконописный образ "СПАС ОПЛЕЧНЫЙ (и, чей лик окружён золотым ореолом)".

    Между офеньскими понятиями (наименованиями, образами):

    СЪПАСЪ-ЗЪЛАТЫЯ ВЪЛАСЫ = СПАС ОПЛЕЧНЫЙ = НИКОЛА ШАРТОМА

    - можно смело поставить знак равенства.

    Собственно говоря, иконописный НИКОЛА ШАРЪТОМА – это ДВУСТОРОННИЙ ОБЪРАЗЪ: один ЛИКЪ коего – есть СОРОСЪ (СЪПАСЪ-ЗЪЛАТЫЯ ВЪЛАСЫ, САБАСЪ ↔ БЕЛОБОГЪ = СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧЬ); а ЛИКЪ ИНОЙ (на противоположной стороне доски, двусторонней иконы) – это СЪПАСЪ-ЯРОЕ ОКО (САБУСЪ = хозяинъ = САБОНЪ, САБОНИСЪ = КАСЪ, КАША, ХОЗЯ ↔ СЪКСЪ ↔ ЧЕРНОБОГЪ = СОЛОВЕЙ РАЗЪБОЙНИКЪ).

    Сопоставляем, смотрим, думаем:

    Согласно мнению ОФЕНИЙ-БЕСПОПОВЦЕВ (они же БЕСКАСОВШИНА), мол:

    "БАШЪ на БАШЪ (одного Бога на другого Бога) – менять; только время терять".

    Ведь, знамо дело: "На Бога (хоть на Спаса-Златые Власы, або на Спаса-Ярое Око) – надейся; да, сам – не плошай".

    ЧУБАЙСЫ (домовята) – прут при СПАСЕ-ЗЛАТЫЕ ВЛАСЫ; а и при СПАСЕ-ЯРОЕ ОКО – не нуждаются ни в чём.

    ЧУБАЙСОВ-то много, да, нам, – РОССИЯНАМ, – во всем этом проку: из России – прут; а, вот, в Россию – ни х…я, я, я…

    ЧУБАЙСЪ – от офеньского САБАСЪ = САБУСЪ (хозяин) = ШУБАША (чинуша, чиновник).
    И, чем ограниченнее существо (гуано); тем оно чубайсистей.

    ОФЕНИ (СЛОВЕНИ = ЛЮДИ НАРОДА РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ) считают, что:

    СЪПАСЪ-ЗЪЛАТЫЯ ВЪЛАСЫ – он же СОРОСЪ (САРЪЗАНЪ ↔ суражий = гожий);

    СПАСЪ-ЯРОЕ ОКО – он же СЪКСЪ (КАСЪ ↔ ГОИ = КИЙ = ).

    Продолжаем сопоставлять, смотреть и думать, думать, думать:

    ВАЙЛО (по-офеньски, СОЛНЦЕ) = СУРЬЯЧАНДРАВАНША, по-санскритски.

    Надо признать и то, что офеньское ВАЙЛО – сопряжено с понятием двойственного числа = ВА = «вы (двое)».

    СУРЬЯЧАНДРАВАНША, в буквальном смысле – двоякий СОЛНЕЧНЫЙ ДИСК.

    И, если СУРЬЯВАНША – ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО; то, ЧАНДРАВАНША – СВЕТИЛО НОЧНОЕ.

    Иначе говоря (по фени ботая иль балаболя по-санскритски, на языке святых доисторических людей):

    Итак, СУРЬЯЧАНДРАВАНША = ВАЙЛО – ДВОЯКИЙ ДИСК СОЛНЦА: 1) СОЛНЦЕ (во всей своей целостности); 2) МЕСЯЦ (↔ МОЛОДЦЕВАТОЕ СОЛНЦЕ ↔ СОЛНЦЕ-ЖЕНИХ).

    Надо понимать (по-офеньски = по-санскритски):

    СУРЬЯВАНША (ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО) – это СОЛЪНЪЦ-СУПЪРУГЪ, (МАТЁРЫЙ, МАТЪРАЙ, МАТРЕЙЯ) ↔ ПОВЕЛИТЕЛЬ (суровый, но справедливый: образец для подражания) ↔ СУРЪ = суражий = гожий = САРЪЗАНЪ = СУРЬЯ;

    ЧАНДРАВАНША (НОЧНОЕ СВЕТИЛО) – есть СОЛНЦЕ-ЖЕНИХ (ЧУРИЛО, ЯРИЛО ↔ КУПАЛО), он же МЕСЯЦ, а и он же есть ЧУФИЛЬ-ФИЛЮШЪКА или же СЫМОКЪ-ПОДАЙ ЧЛЪНОКЪ.

    А, вот, ЛУНА – это есть олицетворение МУЖСКОГО НАЧАЛА (СОЛНЦЕ-МАТРЕЙЯ = МАТРАЙ = МАТЕРОЙ = СУПЪРУГЪ або МЕСЯЦ = СОЛНЦЕ-ЖЕНИХ) и ЖЕНСКОГО НАЧАЛА (СЕЛЕНА, МАТЕРЬ, АМАТЕРАСУ) в своём неразрывном единстве.

    Надо понимать, ЛУНА – есть ПАРА (СУПРЯ, СУПРУЖЕСТВО) или ЧЕТА (СОЧЕТАНИЕ), а и оно же есть СЛИЯНИЕ (слитно СОЛНЦЕ и СЕЛЕНА).

    В понимании офений или в православии словен, слияние ↔ смычка иль случка СЕЛЕНЫ (СОЛНЕЧНОЙ НЕВЕСТЫ или же НЕВЕСТЫ СОЛНЦА-ЖЕНИХА) и, стало быть, МЕСЯЦА – воспринимается, изображается как: ЛУЧЕЗАРНАЯ ДЕВА, СТОЯ ПЛЫВУЩАЯ НА ЧЕЛНОКЕ (ср. СЫМОКЪ-ПОДАЙ ЧЛЪНОКЪ) ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ.

    И, надо думать, СОМОВАНША = САМОЯДЬ – потомки СОЛНЦА (МЕСЯЦА) и СЕЛЕНЫ (ЛУНЫ). Сравните, СОМА (или МОСЪКЪВА) – стольный град = столица = единый (общий) город: как для ОФЕНИЙ (уроженцев Русского Севера), так и для АФЕНИЙ (уроженцев Русского Юга).

    САМОЯДЬ (САМО или же СЕМЕЙСТВО) – есть, в прямом смысле, потомство от многочисленных браков между группами ОФЕНИЙ (русскоязычных СЕВЕРЯН = ЧОЛДОНОВ = ЛЕПОВЕН) и АФЕНИЙ (русскоязычных ЮЖАН = АЖНОКОВ = АВЛЕХОВ = ВАЛАХОВ).

    САМОЯДЬ и ГОЛЯДЬ – одного поля ягодки.

    Сходство и различие исконно офеньских слов-понятий: САМОЯДЬ (САМО+) и ГОЛЯДЬ (ГОЛ+) – примерно…

    Во-первых, самонаречение «САМО+ЯДЬ (САМО+)» сопряжено с пониманием "С МЫ" = "ЭТО (СИЕ) ЕСТЬ, ИМЕННО – МЫ".

    Во-вторых, смысл наречения «ГОЛ+ЯДЬ (ГОЛ+)», буквально – "КОЛО (ВОКРУГ) НИХ/ИХ/ЕГО/ ".

    В-третьих, сопоставляя друг с другом формы русских (книжных) слов:

    САМОЯДЬ ↔ ГОЛЯДЬ
    САМОЯТЬ ↔ ГОЛЯТЬ
    «САМО+» ↔ «ГОЛ+»

    - мы наблюдаем факт (когда на письме либо в момент прочтения) онёр «» замещается формой его же толкования "ЯТЬ".

    По-офеньски, "ЯТЬ" – «МСЬТО» или «МЕСТО (НЕЧТО = НСЬТО, ЗАНИМАЕМОЕ МНОЮ: КАК ВО ВРЕМЕНИ, ТАК И В ПРОСТРАНСТВЕ ↔ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС)», ср. «ЯТКА (палатка, торговое место на базаре; рундук под холщовым навесом)», см. Фасмер, т.4, с.568.

    Сравните также (по фени = по-книжному):

    – "ЕГО (ЯГО, ЯГА)";

    – "ИХЪ";

    "ЯТЬ" – «МСЬТО (МЕСЪТО = МЕСТО)»;

    ЯТКА – "торговое место на рынке";

    ВЯТКА – "место пребывания нас, обоих (бок-о-бок, плечо-к-плечу, спина-к-спине)".

    Сопоставляя друг с другом книжные формы, мы можем видеть:

    «+»;
    = ве – "мы (оба)";
    «в++»;
    «В+ЯТЬ+КА» ↔ «В+ЯТЪ+КА (место пребывания нас, обоих = обо)».

    ВЯТКА – оно же РУССКИЙ ВОСТОК (где ОФЕНИ и АФЕНИ друг с другом СОЛИДАРНЫ ↔ СОЛЪДОГЪДА = СОЛЪДОРЪ або ОБЪДОРЪ).

    И, если СОЛЪДОРЪ (или УГРА = УКЪРЫ) – это западный склон Уральского хребта.

    То, ОБЪДОРЪ (или ЮГРА = ЮКЪРЫ) – это восточный склон Уральского хребта.

    Сопоставляем, смотрим, думаем (по фени):

    И, если в = "мы (оба)" ↔ ВЯТКА (место пребывания нас, обоих = обо = ОБОНЪ), ср. ОБОНЪ = Сибирь, см. В.И. Даль, Рукописные словари.

    Сравните также ОБОНЪ = СИБИРЬ = СИМБИРСК = СОМА = МОСКВА = СОМОВАНША.

    Продолжаем сопоставлять, смотреть и думать:

    Сопоставляем:

    СОЛЪДОГЪДА (ВЯТКА ↔ = мы, оба)
    и
    ВОЛЪДОГЪДА (ВАГА ↔ = ва = вы, двое)

    - и, продолжаем думать, думать, думать.

    В составе офеньских и санскритских слов-понятий:

    «СО+ЛЪ+ДОГЪДА»
    «СО+МО+ВАНША»
    «СУ+РЬ+Я+ВАНША»
    «СО+РЪ+ДНЪ»

    - и, сравните, «СО+РЪДНЪ» ↔ «…+О+РЪДНЪ (ВАРЪНАКИ, РЫНЪДЫ = телохранители, с двух или со всех сторон)» ↔ ВОРЪДА, ОРДА, ОРАВА (ВАТАГА ↔ ВАГА ↔ ВИКЪ ↔ ВИЛЬ ↔ ВОЛЪДОГЪДА и СОЛЪДОГЪДА).

    В общем, мы можем наблюдать форму: – «взаимообусловленность; целесообразность», напр. «другъ съ другомъ»; «съряду» (одно за одним, неразрывно, кряду), ср. центростремительное «с+лучить+ся» (со всей округи к центру) и центробежное «…+лучить+ся» (во все стороны).

    Сравните также:

    СОЛЪДОГЪДА (ЛАДОГА ↔ ЛАГОДА = мир, порядок, устроение, согласованность) ↔ СЕЛО ↔ СЕЛИТЬБА ↔ СЛОБОДА;

    ВОЛЪДОГЪДА и ВОЛОДИМЕРИЯ (ЗАЛСЬ, ЗАМОСКОВНЫЙ КРАЙ, ВЕЛИКАЯ ТАРЪТАРИЯ, ВЕЛИКАЯ РОССИЯ) ↔ ВСЬ (Весьегонск) ↔ ВЛЬ (Вельск, Велиж, Вильно).

    Присмотримся к сцепке русских слов-понятий:

    ВСЕЛЕННАЯ – ВОЛДОГДА – СОЛДОГДА – СЕЛО – СЕЛИТЬБА – СЛОБОДА – ВЕСЬ – ВИЛЬ – ВИКЪ (город, кром, храм).

    Условно говоря, ХРАМ (КЪРМЪЛЬ) – это и есть центр ВСЕЛЕННОЙ.

    Сопоставляем, смотрим, думаем (разумеется, по фени = по-офеньски = по-словенски = по-русски = по-книжному = по-литературному):

    КЪРМЪЛЬ – МЪЛЫНЪ (МЛЫНОК, СЕЛИТЬБА) – СОМА (ЗИМОГОРЬ, ЗИМОВЬЕ) – МОГЪ (ХОЛЪМЪ, ПОЛЪХОВЪ МАЙДАНЪ, РОМОДАНЬ, РЫМЪ) – МОГИЛА (ГОМИЛА) – МИЗГИТЪ (МЕЗИЛЬ, СКИТЪ, СКИНИЯ) – МОСЪКЪВА.

    И о том же самом, но, несколько подробней (да и также по фени):

    КЪРМЪЛЬ – святилище (напр. на рк Мосъкъв въ гърад Мосъковъ = СОМА, см. В.И. Даль, Рукописные словари);

    МЪЛЫНЪ (МЛЫНОК, СЕЛИТЬБА) – "особый вид заимки пустопорожних земель, существовавший во многих местах России, преимущественно в Малороссии, где до настоящего времени имеются большие слободы, образовавшиеся этим способом из пришлых (нахожих) людей (слобожане)", напр. Малинки (возле Иваново), см. "Брокгауз и Ефрон, ст. селитьба";

    СОМА (ЗИМОГОРЬ, ЗИМОВЬЕ) – на зимний срок, пристанище ГОЛЪДОВЪНИКОВЪ (принесших клятву на верность друг другу, а и они же ГОЛЯДЬ, КОЛЫВАНЦЫ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, КУЛУГУРЫ, ХЪЛЫНЫ, ХОЛУИ, ХОЛОПЬЯ, ХОЛОПЫ, ХЪЛОПЪЦЫ ↔ ПУРЪГАСЫ, БУРЪЛАКИ, БЕРЕНЪДИ, БРАМЛИНЫ ↔ САМОЯДЬ, СМЬГАЛЫ, ЗИМОГОРЫ ↔ СЪКОМЪРАХИ, СЪКОМОРОХИ, ПЪРАХИ, ПЪРУСЫ ↔ ГУЛЯВЫЕ ЛЮДИ = ГУЛЯЩИЕ ЛЮДИ);

    СОМА (ЗИМОВЬЕ, ЗИМОГОРЬ, СЕМИГОРЬЕ: на семи холмах, на семи ветрах) – ВИЛЬ, ВИЛЬНА, ВИЛЬНО (город: В Вильне семь дорог для жида, да три для поляка ↔ ныне город Вильнюс);

    СОМА – крепость, крепостные стены вокруг города, кремля, хором, крома, рыма (СИМА: «Когда станешь подъезжать к городу, то ударь коня палицей, чтобы он перескочил за симу́». Так он и сделал: перескочил за симу́, поставил своего коня к столбу и идет в палаты Белой Лебеди Захарьевны… см. Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде, №174);

    СОМА – она же МОСЪКЪВА (ГЪРАДЪ МОСЪКОВЪ), а и оно же БОТУСА (↔ пристанище БАТЪРАКОВЪ, ХОЛОПОВЪ, ГОЛЪДОВЪНИКОВЪ ↔ ГОЛЯДЬ либо САМОЯДЬ).

    Небезынтересно, ВИЛЬ, ВИЛЬНА, ВИЛЬНО и ЧУВИЛЬ:

    ЧУВИЛЬ, ВИЛЬ, мой ЧУВИЛЬ!
    ЧУВИЛЬ, НАВИЛЬ, ВИЛЬ, ВИЛЬ, ВИЛЬ!
    Ещё чудо, перво чудо, чудо РОДИНА моя!
    Ещё чудо, перво чудо, чудо РОДИНА моя!

    - любимый напев ЗИМОГОРОВ (ГУЛЯВЫХ або ГУЛЯЩИХ ЛЮДЕЙ).

    ГУЛЯЩИЕ (ГУЛЯВЫЕ) ЛЮДИ, а и они же ХОЛОПЫ – в России на рубеже XVI – XVIII веков, те, кто жили по найму.

    ГУЛЯВЫЕ (ГОЛЬ ПЕРЕКАТНАЯ, ГОЛИМА, ГУЛЯЩИЕ) ЛЮДИ ↔ ХОЛОПЫ (НАЙМИТА, ШЕРЕМЕТЫ, САРЪМАТЫ, ШАНЪТЪРОПА: РУСОПТЫ и КУЛПТЫ, купно, солидарно; САРЪТЫ, ШАРЪТОМА) ↔ АРЪТОУЛЪ (ОРЪДА, ВОРЪДА, СОРЪДНЪ, ШУРЪТЛЬ: сотоварищество ОФЕНИЙ и АФЕНИЙ) ↔ ВАРЪНАКИ, ВАРЯГИ ↔ РЫНДЫ (телохранители) ↔ РОМОДА (ГЪРОМАДА, КРЪЖАКИ: КОЗАКИ и КАЗАКИ, а и они ЗОЛОТАРИ и СОЛЪТЫКИ, либо ОШЪКУИ и УШЪКУИ).

    И, во главе ГУЛЯВЫХ ЛЮДЕЙ (они же СОЛЪТЫКИ, СОЛЪДАТЫ, ЖОЛНЕЖИ, ПОЛЯКИ, ПОЛЯНИЦА УДАЛАЯ, КУЛУГУРЫ) – стоял ГУЛЯВЫЙ (РАЗЪЕЗДНОЙ) ВОЕВОДА, он же ЗОЛОТАРЬ (БОЛЪДОСАРЪ, БОЛЯРИНЪ, БОУЛЪГАРЪ, КИРЪ, КАСЪ ↔ напр. Стародубский князь Иван Всеволодович КАША ↔ ЦАРЬ-ПОП ИВАН ↔ БОТУСЪ, БОТУСА ↔ БАТЯ = БАТЫГА).

    Небезынтересно будет знать, что Стародубский князь Иван Всеволодович КАША (с 1237 по 1247) ↔ полусказочный ЦАРЬ-ПОП ИВАН ↔ БОТУСЪ, БОТУСА ↔ БАТЯ = БАТЫГА = полулегендарный БАТЫЙ.

    И, у БАТЫЯ (он же Стародубский князь Иван Всеволодович КАША) был сын САРЪТАКЪ (он же князь Михаил Иванович) – «защитник западных рубежей Святой Руси (град-крепость Себеж)».

    Сопоставляем, смотрим и думаем, думаем, думаем (и, не забывая народные сказки перечитывать и летописи русские перелистывать внимательнейшим образом):

    1227 - 1227 – Стародубский князь Владимир/Дмитрий Всеволодович (26 октября 1192 — 6 января 1227); и, новгородские летописи сообщают, что в походе против литовцев участвовал "Владимир с сыном"; и, особое внимание необходимо обратить на "Повесть о славном богатыре Илье Муромце, како он родился и как поехал из Мурома к столному граду Киеву ко князю Владимеру Всеславьевичю (где упоминается поволжский город Кинешма, ныне в Ивановкой области; и, не будем забывать про то, что соседний город, рядом с Кинешмою, а именно, – Юрьевец, на пути к КАЙ-ВОЛОКУ, – был возведён в 1225 году)";

    и, ведь, Святорусский богатырь Илья съвтъ Ивановчь Моровълнинъ все свои подвиги совершает в Себеже (на Псковщине) либо возле града Кинешма (на Волге, в Ивановской области); и, как раз, на пути «из Чернигова в Киев = » ↔ а, = Сольвычегодск (СОЛЪДОРЪ, СОЛЪДОГЪДА), который был «основан в XIV в. жителями близлежащего города Чернигова (на реке Черной), основанного в свою очередь выходцами из Новгорода Великого и жителями соседнего же села Выбора, после опустошительного пожара», см. "Брокгауз и Ефрон, ст. Сольвычегодск".

    В понимании ОФЕНИЙ (уроженцев Русского Севера), для своего времени (и о чём, пожалуй, надо бы А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского переспрошать):

    = КУЯВА – земля СОЛЪДОГЪДА (СОЛЪДОРЪ), на стыке двух земель: ВАГА (РУССКИЙ СЕВЕР) и ВЯТКА (РУССКИЙ ВОСТОК);

    = КИЕВ – город Сольвычегодск (СОЛЪДОРЪ), ныне в Архангельской области (и помня о том, что Архангельск = Архангельский городъ = Новохолмогоры = Новый Холмогорский городъ = Новый городъ, при устье реки Северная Двина, которая впадает Белое море океана Мрака или Северного Ледовитого; и, между Белым морем и морем Каспийским всего один КАЙ-ВОЛОК, а, князь КИЙ был перевозчиком);

    иными словами, между «...Новгородъ великии и Новгородъ Нижнии, об половин... (ныне, просто, Нижний Новгород при устье реки Ока, которая впадает в Волгу; и, оная впадает в Каспийское море)» и до «Нового города на Белом море (ныне Архангельск)» один-единственный КАЙ-ВОЛОКЪ;

    не секрет (по крайней мере для историков ветхой поры, вплоть до 1917 года), что: «Сольвычегодск, или… Сол-дор, основан в XIV в. жителями близлежащего города Чернигова (на реке Черной), основанного в свою очередь выходцами из Новгорода Великого и жителями соседнего же села Выбора, после опустошительного пожара», см. "Брокгауз и Ефрон, ст. Сольвычегодск";

    и, «Новгород Великий (упоминаемый в энциклопедии "Брокгауз и Ефрон, ст. Сольвычегодск")» – это есть «...Новгородъ великии и Новгородъ Нижнии, об половин... (на Волге, см. Срезневский, т.2, ч.2, ст. 1738 – 1739)»;

    и, «…В 1238 году Нижний Новгород избежал, по-видимому, разорения татарами… (а и зачем МОГОЛО-ТАРЪТАРАМ или ОФЕНЯМ и АФЕНЯМ жечь свои города и свои веси?!)», см. "Брокгауз и Ефрон, ст. Нижний Новгород";

    «город Чернигов (на реке Черной)» – это «город Гледен на реке Юг (там же где погост Николы, ныне город Никольск ↔ былой перекрёсток торговых путей всего ЕВРАЗИЙСКОГО КВАДРАТА; и, там же где вся система всех КАЙ-ВОЛОКОВЪ)»;

    «город Чернигов (на реке Черной)» – есть ныне «село Морозовица (Морозовцъ ↔ Леденецъ ↔ Ариевъ Лдъ = место схода двух ватаг или двух воръдъ: офений и афений)»; и, здесь поныне возвышается Троице-Гледенский монастырь;

    «село Выбор (оно же Чёрный Прилук)» – ныне город Великий Устюг, расположенный в 450 км к северо-востоку от города Вологда (ВОЛЪДОГЪДА); и, на левом берегу реки Сухона, против слияния её с рекою Юг (Югъ, Юга = Чёрная ↔ СЕРЕНЫЯ; и о чём мы будем говорить особо).

    Здесь, при слиянии двух рек: Сухона и Юг, и где, собственно говоря, берёт своё начало Малая Северная Двина; и, только после слияния Малой Двины с рекою Вычегда начинается Большая Северная Двина – происходили некогда братоубийственные ВЯТСКИЕ БАТАЛИИ (между ОФЕНЯМИ = окающими уроженцами Русского Севера и АФЕНЯМИ = акающими уроженцами Русского Юга; и, напр. "акающий Чухломской остров" в пределах необозримого "океана окающих" – и, как ветшающий памятник, свидетельствующий о доисторическом факте вторжения АФЕНИЙ во владения ОФЕНИЙ).

    "Река Юг судоходна от города Никольска; пристани на ней: в Никольске и в погосте Подосиновском. Вообще уезд богат проточными водами, принадлежащими к двум бассейнам: Волги и Северной Двины; при этом волоки между верховьями притоков этих двух бассейнов невелики (а и оно же СИСТЕМА КАЙ-ВОЛОКОВ!!! – Прим. Золотарёвых). Эти обстоятельства обусловливали здесь прежде значительное движение товаров, особенно хлебных, из средней России к Архангельску, пока значение последнего, как отпускного порта, не уменьшилось, вследствие увеличения отпуска через порты Балтийского моря, особенно Петербургский, и увеличения тоннажа морских судов и, следовательно, большего их углубления, которому бар Северной Двины не мог удовлетворить. Проведение Ярославско-Вологодской железной дороги также немало повлияло на уменьшение перевозки грузов по рекам Никольского уезда. Особенно большое значение эти пути имели до Петра Великого, когда Архангельск был единственным отпускным портом России…", см. "Брокгауз и Ефрон, ст. Никольск, уездный город Вологодской губернии".

    В общем, с незапамятных времен (еще до «моголо-тарътаръсъкаго ига») и по «эпоху Петра Великого» участок водного торгового пути: от "...Новгородъ великии и Новгородъ Нижнии, об половин... (ныне, просто, Нижний Новгород при устье реки Ока, которая впадает в Волгу; а Волга, разумеется, впадает в Каспийское море" и до "Нового города на Белом море (ныне Архангельск)" – это наиважнейшая трасса при осуществлении торговых операций в рамках всего ЕВРАЗИЙСКОГО КВАДРАТА (от Аральского моря и гор Уральских, а и до Карпатских гор и моря Балтийского, а также от моря Каспийского до Белого моря).

    И, с незапамятных времен (еще до «моголо-тарътаръсъкаго ига») по «эпоху Петра Великого», достопамятный ПОГОСЪТЪ НИКОЛЫ (ныне город Никольск на реке Юг, в Вологодской области) – это наиглавнейший перекрёсток ЕВРАЗИЙСКОГО КВАДРАТА (да и, пожалуй, всей ЕВРАЗИИ).

    Через Нижний Новгород, погост Николы и города Сольвычегодск и Архангельск на Белом море – осуществлялись все торговые операции между Китаем и Европой. Не случайно в эпоху «от Ивана Грозного и до Петра Великого» все «немцы» пытались проникнуть через незамерзающий погост Кола (в 12 км от современного Мурманска) и Архангельск (он же Новый город на Белом море), аж – в сказочный Китай.

    Правда, офеням были известны – два «КИТАЯ»: один – окрест «СИНЬ-МОРЯ (АРАЛЬСКОГО)»; другой – окрест «АЛТАЯ».

    Глава №12

    В КИТАЙ – ТУДА И ОБРАТНО, БЕЗ РАЗНИЦЫ